Запреты в различных культурах
В системе воспитания ребенка слово «нельзя» играет важную роль. В разных культурах совершенно различный подход к запретам.
В Японии слово «нельзя» дети не слышат до пяти лет, однако это не означает, что там царит полная вседозволенность и разрешение делать все, что хочется. Просто там запрещают различными другими словами и объяснениями. То есть нельзя говорить именно слово «нельзя», но его можно заменить словом «опасно». Но и такая вседозволенность у японских детей резко ограничена временными рамками. В пять лет дети идут в младшую школу и попадают в довольно жесткие условия со словом «нельзя» и личность ребенка подвергается довольно жесткой ломке, поскольку японское общество регулируется достаточно жесткими рамками запретов и правил.
В Европе к воспитанию детей подход совершенно иной. Детям с раннего возраста прививается ограничения к некоторым действиям и ключевым как раз и является слово «нельзя».
Главное с запретами не переборщить, ведь если родителям дать волю, они каждую свою речь будут начинать со слова нельзя. Следует учитывать, что даже произнесенное один раз слово «нельзя» рождает в душе ребенка протест или негативную реакцию. Обусловлено это в первую очередь генетической памятью поколений, отрицательному отношению к тому слову, которое означает ограничение свободы, а также тем, что часто родители произносят слово «нельзя» не задумываясь над объяснениями причин своего запрета.
Конечно, ни один родитель не желает своего ребенка видеть непослушным, необузданным и диким. Запреты должны быть, они социально обусловлены и необходимы. Но родителям следует помнить, что основной принцип слова «нельзя» должен базироваться на том, что именно «нельзя» только то, что может причинить физический или психологический вред самому ребенку или его окружению.
По книге
У Гиппенрейтер Ю.Б есть замечательная книга «Общаться с ребенком. Как?», в которой она превосходно описала четыре цветовые поведенческих зоны ребенка.
К зеленой зоне относятся все решения, которые ребенок может принять по собственному усмотрению. То есть с кем дружить и в какую игрушку играть.
К желтой зоне относятся действия ребенка, в которых ему разрешена относительная свобода, то есть ребенок, соблюдая некоторые правила, может сам контролировать свои действия. Например, по лужам можно ходить, но только в резиновых сапогах.
К оранжевой зоне относятся запреты, которые при определенных обстоятельствах могут быть нарушены. Например, если ребенка приучают спать в кроватке самого, но он напуган страшным сном, и тогда мама берет его к себе в кровать, но только до тех пор, пока он не успокоится.
И наконец, красная зона — именно к ней относятся все категорические «нельзя», которыми не пренебрегают ни при каких обстоятельствах. Это именно те ограничения и запреты, что связаны с причинением морального или физического вреда, как себе, так и другим. Именно в эту зону входят запреты играть с огнем, мучить животных, совать пальцы в розетку. Список запретов в данной зоне растет вместе с ребенком и приводит его к социальным запретам и серьезным моральным нормам.
Советы
Что касается запретов для детей самого маленького возраста, то конечно они должны быть, но ограничений и запретов должно быть не слишком много и они должны быть гибкими.
Важно помнить, что даже маленький ребенок способен понять, что вы от него хотите и почему. Ребенок также понимает себя, и понимает, чего хочет он и почему. А еще ребенок превосходно может проследить и понять причинно-следственные связи, то есть превосходно понять реакцию родителя на свое поведение. Даже маленький ребенок способен себя контролировать и принимать вполне осознанные решения своих действий. Что касается родителей, то они прекрасно могут отследить какие реакции ребенка, следуют на запрет сказанный будничным тоном по привычке, или строгим безапелляционным тоном.
Ребенку первого года жизни очень тяжело себя контролировать. Поэтому в данный период родителям крайне важно обеспечить безопасность ребенка, то есть поставить на розетки и шкафы и замки ограничители и заглушки, в этом случае часть запретов со словом «нельзя» отпадет сама собой. Главное в воспитании ребенка не привить ему дополнительные страхи, а воспитать думающую личность.
Маленькому ребенку необходимо объяснять почему «нельзя» на понятном ему языке, то есть используя понятные слова «кака», «вава», «чужое», «опасно», «горячо». Типичной является ситуация, когда ребенок перестает что-либо делать, если видит, как мама или папа грозят пальчиком и говорят «ай-яй-яй», но как только они отворачиваются, малыш спокойно принимается обрывать листики у цветочков или выполнять другое запрещаемое действие. Если мама часто говорит «вава», «больно» или «опасно» когда малыш падает, то это слово он хорошо запомнит, и запрещать опасные действия маленькому ребенку лучше всего фразой «нельзя, потому что больно будет».
Запреты должны быть последовательны и выполняться всегда и всеми членами семьи. Дети очень быстро понимают, что если «родители говорят нельзя, а добрая бабушка говорит можно, а если поплакать погромче, то и родители скажут можно, значит можно всегда». Поэтому запрет должен быть строгим и четким, и даже в ответ на слезы и крики малыша следует найти способ показать ему, что «нельзя» это нельзя, а не «можно, если поплакать и настоять на своем».
Если ребенок пытается делать какие-либо запрещенные действия, родителям лучше всего твердым голосом сказать ему запрещающую фразу и переключить внимание ребенка на что-либо другое. Чтобы не возникло желание потянуть и разбить вазу или оборвать листья у комнатного растения, лучше такие вещи поставить в недосягаемой для ребенка зоне, что сбережет и нервы родителей и уменьшит количество запрещенных действий.