Если говорить о первом году развития, то идет в основном одностороннее общение, то есть родитель рассказывает малышу название предметов, описывает явления и окружающий мир, ребенок реагирует оживленным гулением и мимикой лица. Особое место отводится элементарным играм, подходящим для ребенка первого года жизни, это и занятия со всевозможными игрушками, на примере которых кроха осваивает такие понятия как твердый-мягкий, большой-маленький и т.д. Но для того, чтобы эффективно содействовать развитию ребенка необходимо понимать, какие этапы развития проходит ваш малыш.
1–2 месяц
Уже к началу второго месяца новорожденный ребенок способен отслеживать перемещение предметов, родители могут, выбрав яркую игрушку, не спеша перемешать ее, при этом разговаривая с ребенком. Вначале ребенок может совсем на немного сосредотачивать свое внимание на предмете, затем он начнет несколько дольше рассматривать его, задерживая взгляд не только на движущихся предметах, но и на стационарных.
Одним из самых важных объектов, является лицо мамы и людей близкого окружения, кроха может подолгу разглядывать мамины черты, вслушиваться в звучание ее голоса. Поэтому основная задача родителей в первые месяцы жизни малыша, это активное общение, пусть кроха привыкнет к вашей речи. Рассказывать можно обо всем, о том, как вы любите своего малыша, какая чудесная погода и т.д., главное не перегружать кроху, давать ему время на самостоятельное созерцание окружающего мира и усвоения новых познаний.
В первые месяцы жизни самое время для размещения над кроваткой ребенка подвижного мобиля, то есть карусельки, с различными игрушками или погремушками, высота подвешивания от груди ребенка примерно 70см. Только избегайте игрушек с пугающе громким звучанием, это может утомлять кроху.
2–3 месяц
Для новорожденного младенца период с 2 до 3 месяцев совпадает со временем послабления гипертонии мышц и начинается попытки малыша активно двигать ручками и ножками, пока это кратковременные хаотичные движения. В это время можно опустить карусельку над кроватью так низко, чтобы малыш мог ухватить или зацепить подвешенную погремушку или игрушку. В таких «актах захвата» игрушки, ребенок учится слаженной работе глаз и рук, то есть глаза видят цель, а руки хватают.
4 месяц
К этому времени малыш уже имеет некоторый опыт в различных движениях и может даже слегка приподниматься, дотягиваясь за игрушкой, рекомендуется подвешивать кольца или специальные красочные ручки, чтобы крохе приходилось самую малость приподняться и ухватиться за них. Это занимательное развлечение и заодно тренировка мышц и координации движений.
Также к четырем месяцам малыш должен уметь поворачивать голову в ту сторону, откуда исходит звучание или шум, родители могут стать слева от кроватки и заговорить с малышом или пошуметь погремушкой, поощряя его повернуть головку влево, а затем встать справа и проделать то же самое.
5 месяц
К пятимесячному возрасту восприятие малыша достигает нового уровня, и он уже способен узнавать мать, ликуя и гуля, при ее появлении, также он затихает при появлении незнакомых людей.
В этом юном возрасте кроха способен учиться различать формы и цветовые гаммы предметов. Поэтому приобретая игрушки, отдайте предпочтение красочным изделиям различных форм, естественных цветов. К пяти месяцам малыш может узнавать старые, известные ему игрушки и отличать новые. Поэтому понемногу можно добавлять в обиход ребенка 1–2 новые игрушки.
6–7 месяцев
К полугоду кроха в состоянии дотягиваться до рядом лежащей игрушки и брать ее. Поэтому пусть в досягаемости от малыша будут игрушки различных форм и расцветок. А также отличающиеся по тактильным ощущениям, то есть пластмассовые, резиновые, тряпичные и деревянные. Играя с разнообразными игрушками, ребенок познает их свойства, эти гладкие, а эти шероховатые, эти пищат, а другими можно постучать и т.д.
К 6 месяцам ребенок может брать предметы разными руками, перекладывать их из одной руки в другую, практически всем крохам нравится бросать игрушки и слышать звуки, которые при этом раздаются, если вы вернете малышу брошенную игрушку, он снова будет кидать ее, не ругайте малыша, отнеситесь к этому как к веселой игре.
В этот период можно учить малыша понимать некоторые слова, ма-ма, па-па и др. Почаще повторяйте определенные слова, смотря или указывая на подразумевающийся объект, к примеру, при входе мужа. Говорите па-па пришел, смотри па-па тебе улыбается и т.д.
8–9 месяцев
С восьми месяцев малыш умеет совершать различные манипуляции с предметами, катать мячик, перекладывать шарики и погремушки, скидывать игрушки в ведерко, накрывать ведерко чем-то и т.д. Ребенок может имитировать основные действия взрослых, поэтому можно проводить элементарные совместные игры.
9–10 месяц
Начиная с девяти месяцев малыш может подолгу сосредотачиваться на одной игрушке, играть с ней и выполнять необходимые действия, к примеру, одевать колечки на пирамидку, ставить кубик на кубик, сложить маленькие предметы в большие и т.д. Появляются и первые попытки самостоятельного мышления, то есть малыш может экспериментировать с предметами, подражать действиям взрослых дополняя их. Можно показывать малышу основные действия, управлять его ручкой, он быстро схватывает новые навыки и может упражняться по многу раз в совершении одного и того же процесс, например, с игрой в собирание пирамидки.
11–12 месяцев
Уже к одиннадцати месяцам и до года малыш начинает говорить одно-два слова, осознанно называя определенный предмет или человека. С приходом в жизнь ребенка осмысленной речи, меняется и весь стиль поведения малыша, он может осознанно реагировать на просьбы взрослых, самостоятельно звать маму и т.д. Хотя малыш еще не говорит многих слов, но он понимает смысл слов, обращенных к нему, к примеру, если говорить положи куклу или возьми собачку, он может точно выполнять сказанное. Также малыш запоминает название основных предметов: кроватка, стол, ванночка.
В этот период особенно важен разговор с ребенком, объясняйте, просто рассказывайте, пойте, читайте, пусть ребенок слышит вашу речь, и учится понимать и воспроизводить новые и новые слова.
Также к 11–12 месяцам малыш делает свои первые шаги, а значит, перед ним открывается доступ к новым «исследовательским территориям» и степень познания окружающего мира возрастает.