Но иногда, все происходит совсем иначе. В один прекрасный день ребенок просто отказывается идти в школу. Он становится нервным, замкнутым и вздрагивает при каждом упоминании о школе или своей учительнице. Что же становится причиной такого странного поведения малыша и что могут предпринять родители, столкнувшись с такой негативной реакцией на школу?
Каков же ты, идеальный учитель?
Наверное, ни для кого не секрет, что первый учитель несет огромную ответственность. Именно он знакомит ребенка с обществом, с обучением в школе, с правилами поведения и общения с окружающими. Учитель может сформировать разностороннюю, заинтересованную в обучении личность. Но может и полностью уничтожить любовь ребенка к школе, к поиску нового. Каким же должен быть учитель, чтобы родители никогда не сталкивались с вышеописанными проблемами?
В первую очередь, учитель должен иметь соответствующее образование. Но дело не в том, сколькими методиками и предметами владеет преподаватель – это не делает его настоящим профессионалом. Как считает известный педагог Ш.А. Амонашвили, настоящий профессионал должен с легкостью находить ключик к душе любого ребенка, уметь общаться с детьми, находить с ними общий язык. Настоящий гуманный учитель не станет строгим и суровым, он никогда не будет ругать детей за то, что они не справились с заданием. Главная задача профессионального педагога – заинтересовать ребенка в учебе и расположить к себе. Если же главной задачей учителя становится сохранение порядка и тишины в классе – он никогда не добьется хороших результатов.
Конечно, учитель должен быть требовательным и иметь достаточный авторитет, чтобы четко руководить образовательным процессом. Как ни крути, но детям нужны определенные границы и дисциплина. Поэтому гуманный учитель не должен «панибратствовать» со своими учениками. Его авторитет и умение контролировать ситуацию – очень важный фактор. То есть идеальный учитель должен одновременно быть другом для ребенка и серьезным авторитетом.
Так же очень важно, как учитель относится к детям и реагирует на их ошибки. Первоклассники не имеют большого опыта и часто, на первых порах, у них возникают те или иные затруднения. Если учитель правильно понимает первые детские ошибки, а не ставит на первоклассниках клеймо «дурака» и «тупицы» – это значит, что учитель может называть себя профессионалом.
Очень важна и деликатность, тактичность и эмпатийность педагога. Умение сопереживать и способность понять ситуацию – первый шаг к победе над детскими школьными страхами. Если ребенок боится отвечать на уроках, стесняется общаться со сверстниками, учитель – это единственный человек, который может помочь малышу.
Предотвращаем стрессы
Сейчас большой проблемой первоклашек стало то, что их просто слишком рано отправляют в школу. Если малыш психологически и физически не созрел для школы, то он обязательно будет испытывать определенные трудности. В каком возрасте нужно вести ребенка в первый класс, нельзя сказать наверняка. Некоторые последователи раннего развития утверждают, что в шесть лет ребенок намного легче усваивает информацию, чем семилетние и восьмилетние первоклассники. Другие же говорят о том, что психические процессы и физиологические особенности, которые требуются во время школьного обучения, у шестилетнего ребенка еще недостаточно развиты и поэтому им будет намного сложнее адаптироваться к новой обстановке.
Но главное, что должны помнить родители, это то, что ребенок должен быть готов к походу в школу. Если вы видите, что ваш малыш превратился в личность, ищет новые знакомства и требует новую информацию, значит его уже пора отдавать в первый класс. Если ребенок еще недостаточно самостоятелен, слишком привязан к вам, стеснителен и не слишком активен – лучше поработайте с ним дома еще годик.
Все родители сталкивались с проверкой готовности ребенка к школе. Многие родители думают, что эта проверка заключается в изучении интеллектуальных способностей малыша. Но на самом деле, школьного психолога не интересует умение ребенка читать, писать и умножать трехзначные числа в уме. Целью тестирования является выявление уровня личностной зрелости, самостоятельности и самоконтроля.
Для первоклашек самым сложным испытанием становится урок, на протяжении которого нельзя заниматься своими делами, а нужно неотрывно следить за учителем и выполнять задания. Если ребенок не видит разницу между уроком и переменой, не понимает, что в школе существуют определенные правила поведения – это значит, что он еще не совсем готов к походу в первый класс.
Дети младшего школьного возраста действительно очень быстро отвлекаются на любой посторонний раздражитель, поэтому удержать их внимание на себе для учителя и так является огромным трудом. Если к тому же дети будут напрочь лишены понимания школьной дисциплины и требований к уроку, учителю будет еще сложнее. Да и для ребенка процесс обучения потеряет всякий смысл – ведь он будет часто отвлекаться. А значит, не будет усваивать весь объем информации.
Как же выработать у ребенка эту самую произвольность и самоконтроль? Эти качества начинают формироваться у малыша с трех лет. С помощью игр и общения с родителями, они становятся более устойчивыми и гибкими. Очень полезно читать ребенку сказки, рассказывать интересные факты. Постепенно ребенок научится внимательно следить за сюжетом и не отвлекаться на посторонние предметы.
Чтобы ребенку было легче выражать свои мысли и эмоции, нужно почаще просить его рассказать что-то самому. Пусть перескажет вам сказку, которую вы прочитали ему вчера или опишет всех животных, которых видел в зоопарке. Словесные игры не только обогатят словесный запас малыша, но и познакомят его со временами года, названиями растений и животных, цветами радуги и так далее.
Кроме психологической готовности к школе, для ребенка немаловажной является и физическая готовность. Поэтому, занимаясь развивающими играми, не забывайте и про физические упражнения. Во-первых, ребенок должен обладать хорошим иммунитетом, во-вторых – он должен высидеть целый день за партой и вернуться домой бодрым и с хорошим настроением.
Что касается отношений с первым учителем, тут тоже большую роль играет мнение родителей. Если ребенок привык слышать в адрес учительницы только негатив – то он сам будет относиться к ней без должного уважения. Приучайте ребенка в первую очередь к тому, что учитель – это его друг, а не злая ведьма.
Грядет конфликт
Среди учителей младших классов редко встретишь антигуманного человека, который не любит ни свою работу, ни детей. Зачастую в эту профессию идут люди идеи, те, которые действительно хотят учить детей доброму, умному и светлому, растить будущих личностей с правильными моральными установками.
Но большинство – не значит все. И, к большому сожалению, дети могут попасть в класс к плохому учителю. В таком случае, о радостных школьных днях не может быть и речи.
Ваш ребенок все чаще приходит домой грустным и необщительным? Если он постепенно замыкается в себе, перестает верить в себя и не стремиться возвращаться в школу, что делать? Тем более сложно найти выход из положения, когда вы точно знаете, что всему виной – учитель вашего ребенка. Как же справиться с подобной проблемой, чтобы ни одна сторона не пострадала и возможно ли это?
Во-первых, стоит подробно изучить проблему, поговорить с ребенком и с учителем, чтобы выяснить, была ли причина, по которой учитель был слишком груб с вашим ребенком. Существует четыре варианта, почему у вашего ребенка могут возникнуть проблемы с первым учителем:
- Учитель не является хорошим профессионалом. Не имея возможности добиться хороших результатов, он обвиняет учеников в хулиганстве и безалаберности.
- Учитель плохо воспитан. Страдая от недостатка культуры, он может быть слишком груб и резок. Причем часто, он даже не понимает, что своими словами обижает ребенка, ведь он ведет себя одинаково как со взрослыми, так и с детьми.
- Ваш ребенок попросту не нравится учителю. Личные предпочтения играют большую роль в отношениях с учителем. Если ребенок не входит в число учительских любимчиков, не исключено, что скоро он станет одним из классных изгоев.
- Учитель просто недооценил ребенка. Ошибиться может даже самый хороший профессионал. Возможно, учитель просто не понял ребенка, не увидел в нем потенциала и поэтому изменил свое отношение к нему.
Конечно, чтобы попусту не тратить свои силы, лучше всего начать с проработки последнего варианта. Такую проблему решать не сложно – просто побольше интересуйтесь школьной жизнью вашего малыша, осведомляйтесь об его успехах и неудачах у учителя. Чем чаще вы будете приходить в школу, и контактировать с учителем, тем более хорошие отношения вы сможете с ним построить. А значит, учитель начнет присматриваться к вашему ребенку, и конфликт уйдет сам собой.
Если же ситуация сложнее, как, например, в третьем варианте, стоит поговорить с педагогом, объяснить ему чувства ребенка и попросить оставлять свои личные предпочтения за порогом класса.
Если ситуация соответствует двум первым вариантам, спешить тоже не стоит. Аккуратно поговорите с другими родителями, если они замечают такие же особенности, что и вы, то лучше всего спокойно перевести малыша в другой класс или школу.
Ни в коем случае не стоит обращаться к руководству школы – это может только усугубить ситуацию. Вашей целью должно быть защитить ребенка, а не обвинить и поставить под сомнение учителя.