В этой статье предлагаются занятия с палочками Кюизенера, направленные на знакомство ребенка с основными математическими операциями (состав числа, умножение, деление).
Состав числа. Сложение и вычитание.
Положите перед ребенком голубую палочку «З». Под этой палочкой положите 3 белых палочки “1”, спросите ребенка: “Сколько единиц в числе три?”
Теперь задание для ребенка – составить палочку “3” из двух палочек. Спросите: “Какое число меньше трех на один?”. Ребенок находит розовую палочку “2” и выкладывает ее под палочкой “3”. “Сколько палочек не хватает, чтобы получилось три?”. Ребенок находит палочку 1 и кладет ее рядом с розовой палочкой “2” под палочку “3”. К двум прибавили один – получилось три.
Теперь составьте палочку “3” в обратном порядке – сначала выкладываем палочку “1”, а затем к ней прибавляем палочку “2”. К одному прибавить два получается три.
Обратите внимание ребенка на то, что вы составили число “3” двумя способами: 2+1 и 1+2.
Далее можно перейти к изучению состава следующего числа (4,5, и т.д.).
Подобным образом проводятся упражнения на вычитание. Например, составили число 4 разными способами (3+1, 2+2, 2+1+1 и т.д. ). Предложите ребенку от четырех отнять один (отодвинуть белую палочку) и проверить – сколько останется.
Несколько вариантов ваших вопросов ребенку на закрепление этого навыка:
- из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая;
- из каких двух палочек можно составить красную?
- какую палочку надо добавить к белой, чтобы она стала по длине, как красная?
- из каких двух палочек можно составить фиолетовую?
- на сколько голубая палочка длиннее розовой?
- сколько розовых палочек уместится в оранжевой?
- предложите ребенку с помощью оранжевой палочки измерить длину книги, карандаша и т.п.
Деление. Дроби
Предложите ребенку разделить палочку “3” на три равные части. Сколько белых палочек в числе три? (три палочки). Предложите показать вам 1/3 часть, 2/3 части; 3/3. Спросите – чему равно 3/3?. Ответ: трем или одному целому. А что больше: 1/3 часть или 2/3 части?
Затем предложите ребенку сравнить 1/3 часть с 3/3. Каждый раз проговаривается, на сколько одна часть больше (меньше) другой. Далее упражнение проводятся на всех числах.
Другой вариант: выложите четыре белые палочки таким образом, чтобы получился квадрат. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше: 1/4 или 2/4 ?
Далее можно перейти к делению с использованием палочки “2”, “3” и т.д. Покажите ребенку, что палочку “4” можно разделить на две палочки “2”, палочку “9” – на три палочки “3”, и.т.д.
Варианты заданий для ребенка:
- палочку 8 разделить так, чтобы у каждого получилось по два, по четыре;
- палочку 9 разделить так, чтобы каждый получил по три, и т.д.
Умножение
Возьмите палочку “1”. Спросите ребенка: “Если мы палочку 1 взяли только один раз, сколько же получилось?
Возьмите палочку “1” два раза. Вопрос: “А если взять не один раз, а два раза,( один и еще один), сколько же получится?” (Два). Ответ проверьте розовой палочкой “2”.
Возьмите палочку 1 три раза. Сколько получилось? Проверьте ответ.
Затем ребенок осваивает правила умножения числа на два, замечает, что по мере увеличения числа, на которое умножается число два, увеличивается ответ тоже на два.
Существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с палочками Кюизенера, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать.