Если вы уже знакомы с занятиями с блоками Дьенеша, то заметите, что многие игры аналогичны, что облегчает вам проведение занятия с ребенком.
Знакомство с палочками Кюизенера. Свойства палочек и их сравнение
Игра “Найди меня”
Цель игры – знакомство с палочками Кюизенера:
- перечисли цвета всех палочек;
- найди все палочки красного цвета (желтого, синего, и т.д.);
- найди палочку не красного цвета;
- найди все палочки такой же длины;
- отбери по одной палочке разных цветов;
- найди самую короткую палочку и назови ее цвет (самую длинную);
- сравнить по длине две выбранные палочки;
- выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, синяя, красная, синяя;
- найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.
Для того, чтобы помочь ребенку сделать вывод о том, что палочки одинакового цвета – одинаковы и по длине, обратите внимание ребенка:
- «Белая палочка короче всех остальных»;
- «Синяя палочка короче оранжевой, но длиннее всех остальных»;
Выбрав две палочки, спросите «Эти палочки одинаковые или разные? Что у них одинаковое? Что – разное?»
Игра “Угадайка”
Спрячьте одну палочку. Предложите ребенку угадать палочку какого цвета вы спрятали, задавая вопросы, на которые можно ответить только “да” или “нет”, например: “Эта палочка длиннее желтой?”, “Эта палочка короче черной?”.
Количественное сравнение
Игра “Где больше?”
Перед ребенком выкладывается два ряда палочек – в одном 4 палочки, в другом – 5. Ребенок определяет в каком ряду палочек больше, и как сделать равное количество палочек в каждом ряду (убрать лишнюю или добавить еще одну).
Дополнительные задания:
- добавьте или уберите одну палочку, палочек стало больше (меньше)?
- покажи одну палочку, много палочек, две палочки, столько же палочек;
- положи столько же палочек сколько у меня;
Пространственная ориентация
Игра “Слева-справа”
Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: «Положи синюю палочку, справа от нее положи красную, справа – голубую, снизу желтую, сверху – оранжевую» – и т.д.
Игра “Составь картинку”
Предложите ребенку составить из палочек какое-нибудь изображение:
- елочку, дорожку, забор, домик;
- геометрические фигуры – квадрат, треугольник, прямоугольник, и т.д.;
- построить лестницу;
- составить узоры
Соотношение числа и цвета
Чтобы ребенок научился соотносить цвет и число, в каждой игре закрепляйте за каждой палочкой определенное число: “возьми палочку белого цвета – это палочка 1”, “розовая палочка – это палочка 2”, “голубая палочка – это палочка -3” и т.д.
Для того, чтобы ребенок осознал, что каждая следующая палочка отличается от предыдущей на единицу, предложите ему следующую игру:
Игра “Числовая лесенка”
Предложите ребенку взять палочку “1” и положить перед собой. Затем палочку “2” (розовая) положить под белую палочку так, чтобы получилась ступенька, под розовую положить палочку “3” (голубая).
Далее предложите ребенку посчитать, сколько же ступенек получилось? Ребенок ставит пальчик на первую ступеньку и вместе с вами считает: “Один, два, три”, пальчик при этом “шагает” по ступенькам сверху-вниз (от верхней белой к нижней голубой). Затем посчитайте в обратном порядке: снизу- вверх (от голубой к белой палочке).- ребенок ставит пальчик на нижнюю ступеньку и «шагает», считаем: третья, вторая, первая.
Постепенно количество ступенек в лесенке увеличивается и ребенком осваивается количественный и порядковый счет.
Когда ребенок освоит цвета палочек и числа, которые они обозначают, ему можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Например, нашли палочку, обозначающую число 5, положили перед собой. Ребенок строит лесенку относительно числа “5” (вверх и вниз).
Далее можно перейти к более сложной задаче – называнию смежных чисел. Задайте ребенку вопрос “Между какими двумя ступеньками находится ступенька 6?” В случае затруднения предложите задание:
- сравнить два числа 5 и 6, определить, какое из чисел меньше, какое больше. Проверьте ответ с помощью палочки “1”. Поясните, что если рядом с желтой палочкой (палочка “5”) положить белую (палочка 1), то получится палочка “6”.
Ребенок начнет осознавать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. Проводите проверку этого утверждения с помощью палочки “1”, переставляя ее сверху вниз по числовой лесенке, проговаривая при этом: «К одному прибавить один получается два, к двум прибавить один получится три» и т. д.
Существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с палочками Кюизенера, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать.
Занятия с палочками Кюизенера для детей постарше смотрите тут.
Палочки Кюизенера видео: