Страх, одновременно является и самой сильной и самой опасной эмоцией. Контролируя с помощью различных страхов поведение ребенка, взрослые даже не осознают, что играют они с огнем. И эффект послушания вовсе не равен разрушительному действию страхов на неокрепшую психику ребенка.
К страху быстро привыкают. Испытав его один раз в какой-то отдельно взятой ситуации, мы привычно будем ввергать себя в ужас, попав в схожий случай. Именно с опытом появляется страх. То, что когда-то тревожило наше сознание и душу, пугает нас. Очень редко в нас живет страх перед предметами или ситуацией, про которую нам ничего не известно.
Врождённые детские страхи
Все детские страхи предполагается возможным разделить на две группы. Первая – это страхи врожденные, вторая – страхи приобретенные.
Итак, рассмотрим врожденные страхи:
- В первые три года жизни ребенок, как правило, боится одиночества, резких звуков, уколов, боли, потери контакта с мамой на уровне эмоций. Именно в этот период малышам могут начать сниться страшные сны (чаще всего в этих снах фигурируют персонажи из сказок). Так появляется страх ребенка перед засыпанием.
- Когда ребенок достигает возраста трех-пяти лет, он начинает бояться одиночества, замкнутого пространства, темноты. Теперь сказочные персонажи, ранее пугавшие ребенка лишь во сне, могут приходить к нему и в дневных страхах.
- В пять-семь лет возникает страх перед всякой нечестью, чертями, ведьмами. Эти страхи являются разновидностью одного из самых главных страхов: страха смерти (родителей или своей).
- При достижении ребенком возраста семи-одиннадцати лет самый главный страх – это неполное соответствие требованиям его социального окружения, страх оказаться именно тем, кого недолюбливают сверстники, учителя, родители. Именно из этого большого страха и произрастают страхи малые: боязнь ошибиться, опоздать и т.д. Кроме всего прочего, ребенок, с его уже развитым в эту пору магическим мышлением, начинает бояться предсказаний, таинственных явлений, всевозможных суеверий. Это именно тот возраст, когда страшилки и леденящие душу рассказы так близки нашим детям.
Природа страхов приобретенных
- Добрые родители попросту ребенка запугали;
- произошел некий конкретный случай, который серьезно напугал ребенка (укус собаки, укол и т.д.);
- постоянные добрые напутствия, из серии: «не гладь, может укусить», «не ходи, можешь упасть», «не трогай, можешь обжечься, пораниться».
- приобретенная душевная травма, такая может быть получена от чтения книги, либо от просмотра фильма, несоответствующих возрасту;
- невроз детского страха, иногда это наследственное заболевание, и оно передается всем членам семьи. Здесь имеется в виду прямое наследование особенностей и типа нервной системы. Некоторые малыши более чем другие эмоциональны, склонны к слезам и истерике, более ранимы.
Детские страхи с точки зрения психологии
Различают три вида детских страхов. В основе их классифицирования, лежат сам предмет страха, особенности протекания страха, продолжительность страха, причина и сила его возникновения. Итак, страхи бывают:
1. страхи навязчивые, эти страхи испытываются ребенком в конкретных и определенных ситуациях, когда он боится возникновения определенных обстоятельств, которые может повлечь совершенный поступок. К таким страхам можно отнести страх высоты, страх открытых и закрытых пространств и т.д.
2. страхи бредовые – одна из самых тяжелых форм страхов, причину возникновения которых найти практически невозможно. Например, как можно узнать, почему ребенок боится контакта с той или иной игрушкой, опасается надевать какую-либо одежду? Такие страхи, зачастую указывают на определенные серьезные психические расстройства. Однако родителям не стоит пугаться заранее, если вдруг обнаружили у своего малыша такой вид страха. Причина может оказаться и логичной. Например, именно эти сапожки ребенок не хочет надевать из боязни опять больно удариться при падении.
3. страхи сверхценные – самый распространенный вид страхов. Эти страхи, как правило, связаны со всевозможными идеями, в большинстве своем – с идеями-фикс, и вызваны они собственными фантазиями вашего ребенка. Практикующие психологи в 90% случаев, сталкиваются именно с такими страхами. Такие страхи дети, как правило, не могут изгнать из своей фантазии и зацикливаются на них. Но если вначале эти страхи соответствуют определенной жизненной ситуации, то потом могут превратиться в такие значимые, что ребенок больше не может думать больше ни о чем другом.
Возможно ли победить страх?
Детские страхи вполне могут привести ребенка к тревожности, агрессии, капризности, проблемами нахождения в социуме, зажатости, комплексам, неврозам… Как вам такой жизненный багаж на всю жизнь?
Не нравится? Тогда давайте учиться преодолевать страхи. Если страх носит патологический характер, то быстрее к специалисту, но это на самый крайний случай. Если не патология, то начнем с простейшего и самого эффективного способа – разговора по душам. В разговоре выясните, почему ребенок боится чего-либо и насколько давно он с этим страхом живет.
Теперь, выяснив причину, попросите ребенка нарисовать его страх. Расскажите сказку о том, как добрый молодец подобный страх победил, а может быть, достаточно будет и вашего объяснения, почему этот страх вовсе и не страх.
Самый действенный и распространенный метод борьбы со страхом – это его нарисовать. После чего сожгите рисунок со страхом на глазах вашего ребенка и обязательно объясните малышу, что страха больше нет, вы его вместе сожгли, уничтожили, и этот страх больше уже никогда не сможет вернуться. Пепел от сожженной бумажки, опять же вместе с ребенком, выбросите или развейте по ветру. Не забывайте хвалить в это время ребенка за то, что он смог победить страх, оказался таким смелым и большим.
Родители на появление страха должны реагировать спокойно. Оставаться равнодушными нельзя, но и впадать в истерику тоже не стоит, ведь это может привести к усилению проблемы. Поговорите с ребенком о страхе, пусть он опишет его, расскажет, что чувствует. Избавится от страха легче, когда о нем говоришь.
Инсценировку тоже можно использовать в борьбе со страхом. Лучше всего это делать в группе малышей. Поэтому воспользоваться этим методом может только специалист-психолог, проводящий групповую терапию. У родителей это просто не получится. При проведении такой терапии каждому ребенку предлагают придумать собственный рассказ о его страхе. У детей, которым присущ невроз страха, рассказ обычно имеет, плохой конец. Основная задача психолога здесь и заключается в том, чтобы обыграть сюжеты рассказов малышей в группе.
Родители же, повторив дома задание вместе с ребенком, помогут закрепить результат. Но, чтобы не спровоцировать страх еще больший, ребенка нельзя заставлять. Общение вашего ребенка с другими детьми, имеющими собственные страхи, само по себе отличный способ коррекции неврозов страха. Новые знакомые помогут малышу отвлечься от своих страхов, окажут ему необходимую моральную поддержку.
Запомните, ни в коем случае не стоит относиться к страху своего ребенка как прихоти, глупости, высмеивать его страх, грубить ему. Это существенно понизить ваш авторитет в глазах ребенка, заставит его затаиться.
Попробуйте переубедить ребенка. Но не уменьшать его страх, не говорить ребенку, что все это сплошные глупости. Этим вы обидите ребенка. Лучше поделитесь с ним своим опытом, расскажите о своих детских страхах, и самое главное о том, как вы с ними справились.