Гиперактивный ребенок и термин «ходить пешком» абсолютно несовместимы. Весь день он кого-то догоняет, от кого-то убегает, прыгает, падает, опять бежит. Руки, ноги, голова его никогда не находятся в состоянии покоя. Однако, удовлетворяя свое сиюминутное любопытство, его взгляд охватывает лишь поверхность, не улавливая сути. Он почти не задает вопросов «как», «что», «зачем» и «почему». Рассеянность, невнимательность и неусидчивость – вот отличительные особенности его характера.
Этот ребенок импульсивнее всех своих ровесников, его настроение мгновенно меняется от восторженной радости до неудержимой истерики. Часто бывает агрессивен как со сверстниками, домашними животными, так и с родителями. Видно и слышно его издалека – он всегда в центре событий и происшествий, которые сам же и устраивает. Такому ребенку трудно прививаются навыки и понимание многих заданий.
Причины гиперактивности
1. Генетическая предрасположенность. Если папа или мама в детстве были хулиганами и озорниками, вполне вероятно, что их ребенок будет гиперактивным.
2. Биологические причины. К ним относят родовые травмы, органические повреждения головного мозга во время беременности.
3. Социально–психологические причины. Это алкоголизм родителей, неправильное воспитание, отношения в семье, условия проживания.
Что делать, если ваш ребенок гиперактивен
- Установить причину гиперактивности. Для этого нужна консультация специалиста. Часто врач указывает на родовую травму или минимальную мозговую дисфункцию.
- Если невропатолог назначает лечебный курс (особый режим, прием лекарственных препаратов, массаж), необходимо неукоснительно выполнять эти рекомендации.
- Спрятать из досягаемости ребенка все опасные предметы (бытовую химию, лекарства, острые, хрупкие предметы).
- В семье должно быть взаимопонимание и согласие. Ссоры и скандалы между родителями, другими членами семьи усугубляют проявления гиперактивности.
- Педагогам и воспитателям необходимо сообщить о проблемах ребенка, чтобы они дозировали нагрузку, учитывая особенности его поведения.
- Не надо усиленно заниматься с ребенком, превышая допустимые нагрузки. Переутомление приведет лишь к ухудшению поведения, к еще большим капризам.
- Не надо заставлять ребенка сидеть спокойно долгое время. Если вы вместе читаете книжку, надо дать ему его любимую игрушку, не запрещать вставать, задавать вопросы. Однако если ребенок уходит в другой конец комнаты, вопросы задает совсем не по теме, значит он устал, и занятие надо закончить.
- Приобщите ребенка к подвижным играм и спорту, чтобы он имел возможность разрядиться от избытка энергии. Научите ребенка понимать цель игры, соблюдать ее правила, находить тактику и стратегию игры. Вид спорта должен соответствовать возрасту и темпераменту ребенка.
- Следует освоить массаж, направленный на расслабление, и регулярно проводить его. Во время чтения или других занятий помогают сосредоточению легкие поглаживания по руке, плечу.
- Вместо того, чтобы сделать замечание ребенку, лучше его чем-нибудь отвлечь. Количество запретов должно соответствовать возрасту ребенка, он должен быть в состоянии понять и осознать их.
- Прежде чем ругать ребенка за какой-либо проступок, успокойтесь и не теряйте хладнокровия. Например, досчитайте до десяти или несколько раз глубоко вдохните и выдохните.
- Знайте, что бурные эмоции и агрессия, направленные на ребенка вызывают у него те же самые чувства.
- И последнее – гиперактивность годам к 12–13, а у кого-то и раньше, обычно проходит. Необходимо, чтобы к этому моменту у ребенка не сформировался комплекс неполноценности и не было груза отрицательных эмоций.