Введение прикорма при грудном вскармливании
Питание ребенка – это одна из важнейших составляющих формирования независимости в первые годы жизни. Я не буду говорить о важности грудного вскармливания, об этом много написано, и значение ГВ в психическом развитии ребенка вполне доказано. Хочу остановиться именно на процессе перехода от ГВ к естественному питанию малыша.
Об этом подробно писала в своей книге С. Монтанаро «Понимание человека: важность первых трех лет жизни». Она отмечала, что процесс отлучения от груди должен быть приятен для ребенка и происходить постепенно.
Потому очень важно, как происходит сам процесс ГВ и отлучение от груди.
Прикорм вводится постепенно. До начала введения прикорма существует т.н. подготовительный этап, который начинается примерно в 3–4 месяца. Ребенку дают попробовать 2–3 капли сока. Отмечу, что это не является питанием. В задачу этого этапа входит лишь знакомство ребенка с новыми вкусовыми ощущениями. Причем, эти капельки сока даются ребенку, когда он уже насытился грудным молоком.
Многие дети с первого раза могут негативно отнестись к новым вкусовым ощущениям, но чуть позже они уже с радостью будут ждать чего-то новенького. Сок дается на кончике чайной ложки. Отметим, что любой прикорм дается только с ложки, бутылочка не вводится.
Примерно в 4–4,5 месяца ребенку предлагается кусочек черствого хлеба без корочки. Этот хлеб дается также для получения новых вкусовых ощущений и приучения ребенка к тому, что он сам может управлять пищей, которая попадает к нему в рот.
Непосредственно этап введения прикорма начинается около 6 месяцев и до полного отказа от ГВ длится примерно до 12 месяцев.
Признаками того, что ребенок готов к началу введения прикорма являются следующие:
- появление первых молочных зубов;
- выработка нового фермента, способного переваривать твердую пищу;
- возможность сидеть (можно с опорой);
- интерес ребенка к тому, что едят взрослые.
О том, какие продукты, в какой последовательности и в каком возрасте вводятся в рацион ребенка, читайте здесь.
Посуда и стол для маленького ребенка
Как организовать для ребенка прием пищи? Имеет значение все – высота стола, сервировка, посуда, поведение взрослого.
Малыша сажают в низкое кресло (ножки ребенка должны касаться пола, а подлокотники защищать от падения) за низкий столик, накрытый скатертью. На скатерти обозначено место для тарелки, ложки и стаканчик (чашка). Вся сервировка должна выглядеть эстетично – вокруг ребенка все должно быть красиво.
Мама (или папа) садиться на низкую табуретку напротив малыша и кормит его с ложки.
Т.о. это новый этап во взаимодействии ребенка и взрослого. Малыш становится в этом вопросе более самостоятельным и независимым от взрослого.
Сразу с началом введения первого прикорма ребенку дается настоящая посуда (фарфоровая или стеклянная), без рисунков, чтобы они не отвлекали от приема пищи и соответствующая размеру ребенка.
Для питья желательно использовать маленький прозрачный стаканчик, т.к. это позволяет ребенку видеть то количество жидкости, которое налито в стакане и то, как она уменьшается.
Изначально ребенку дается своя ложка, чтобы он мог совершать попытки есть ложкой самостоятельно. Не рекомендуется использовать различные детские ложки, загнутые под углом 90 градусов, т.к. это только затормозит процесс формирования соответствующих скоординированных движений ложкой.
В слюнявчиках дети едят только до 12–14 мес.
Как правильно кормить ребенка?
Во многих семьях принят совместный ужин. Это важный момент в плане понимания семьи, как единого целого, для ребенка. Поэтому хорошо, если у малыша есть возможность сидеть вместе со взрослыми и пробовать есть самостоятельно свою пищу. Наличие взрослого рядом – важно, т.к. он не только помогает накладывать еду, но и является моделью поведения, образцом общения за столом.
Детей никто не торопит, им предоставляется выбор, взрослый предлагает еду и спрашивает, буде ребенок это или нет, детей никто не уговаривает. Они вправе есть или не есть.
Примерно к 12 месяцам, когда ребенок начинает ходить самостоятельно, начинается следующий важный этап в развитии независимости. Это время совпадает с моментом полного перехода на естественное питание.
Автор: Могилева В.Н., Монтессори-педагог AMI диплом 0–6 лет, кандидат психологических наук, детский психотерапевт.