Помощь детям с нарушениями процесса чтения и письма

Точная, правильная устная и письменная речь выступает в качестве необходимого условия для формирования успешной личности. При этом помочь овладеть языком и речью – важная задача не только родителей, но и учителей и логопедов. Добиться успеха возможно только при тесном сотрудничестве. Если у ребенка наблюдаются нарушения со стороны устной и письменной речи, то важная роль отводится логопеду, так как именно он как специалист позволит реализовать поставленные цели. В современном мире можно найти огромное количество методической литературы, где описаны способы, позволяющие преодолеть нарушения со звукопроизношением.

Как бы печально не было, но факт остается фактом: из-за нарушения одной структурной составляющей в общей речевой системе следуют и другие нарушения. К числу таких нарушений относятся: общее недоразвитие речи, нарушения в процессе  чтения и письма, нарушения памяти, концентрации внимания, изменения в словесно-логическом мышлении и т.д.

Не каждый ребенок способен с легкостью научиться читать и писать. С точки зрения взрослых это элементарно, на самом деле научить ребенка письму и чтению — одна из самых сложных задач.  Даже если ребенок талантлив, умен и во многом превосходит своих сверстников, ошибки при письме и чтении не исключены. Проблемы могут быть различными: ребенок может писать все слова слитно, пропускать буквы в словах, а иногда из одного слова может сделать несколько. 

Со стороны многих родителей и учителей данные ошибки списываются на невнимательность ребенка. Все, что в этом случае могут порекомендовать учителя родителям, так это больше писать пот диктовку. Этот период труден не только для родителей, но и для самого ребенка. Ребенок начинает негативно относиться к письму в школе. Для того, чтобы этого не случилось важно уметь анализировать ошибки ребенка. Неслучайность таких «нелепых» ошибок, которые становятся систематическими — повод для обращения к логопеду.  Ошибки такого типа свидетельствуют о том, что у ребенка наблюдается дисграфия. 

Дисграфия — типичные ошибки стойкого характера при письме

Опыт учителей начальных классов позволяет говорить о том, что в классе до 30% учеников имеют различного рода нарушения при письме. Если у взрослого человека процесс письма уже   автоматизирован, то для ребенка — это огромное количество проблем. Под письмом понимается сложная форма речевой деятельности с многоуровневым процессом. При письме задействованы  в тесной связи речеслуховой и речедвигательный, зрительный и общедвигательный анализаторы.  Кроме того успех при письме напрямую зависит от степени развития устной речи.  Чем ребенок правильнее умеет  различать звуки речи, соединять их и вычленять  в общем потоке, тем правильнее письменная речь.

Для написания слова для ребенка важно:

  1. уметь определять  структуру его звуков, знать последовательность и место каждого звука;
  2. правильно соотносить  выделенный звук с некоторым образом буквы;
  3. при помощи движений руки воспроизводить букву.

Для написания предложения, необходимо его проговорить, мысленно выстроить,  запомнить  нужный порядок написания, разбить предложение по словам,  выделить границы в каждом слове.
Но не каждому ребенку удается придерживаться этих правил, в частности у них наблюдается  слуховая дифференкциация звуков, неправильное их произношения, неумение проводить анализ звуков и синтез, нарушение со стороны лексико-грамматической основы, отсутствие зрительного анализа и синтеза, отсутствие пространственных представлений. В результате процесс овладения письма происходит с различным нарушениями. Эти нарушения получили название – дисграфия, в переводе с греческого  "графо" – письмо.
Под дисграфией понимается специфическое расстройство письменной речи, которое связано с многими типичными ошибками, носящими стойкий характер, обусловленное несформированностью со стороны высших психических функций. Именно все эти функции  участвуют  в процессе овладения навыками письма. Нужна ли вашему ребенку помощь логопеда?
А что делать, если  специалиста нет? Ведь не всегда  учителям и  родителям удается помочь и оказать  квалифицированную помощь ребенку. Есть ли выход из этой ситуации?
В этом случае важно, чтобы учитель начальных классов и родители умели различать ошибки, относящиеся к специфическим дисграфическим.

Какие бывают дисграфические ошибки?

Ошибки, возникающие из-за несформированности слухового восприятия и фонематических процессов:

  • пропуски в словах  гласных букв: ручй – ручей, пщат – пищат, мрковь – морковь;
  • пропуски в словах согласных букв: кварира – квартира;
  • пропуск в слогах слова: беки – белки;
  • замена в словах гласных: пище – пищу, сесен – сосен, мягкий – мегкий;
  • замена согласных: тва – два, чача – чаща, урошай – урожай, токазываед – доказывает;
  • перестановки букв и слогов: моколо – молоко;
  • недописывание окончаний  и слогов: впере – вперед, на калитка – на калитках, дублика – дубликат;
  • добавление в слова ненужных букв и слогов: детити – дети, денактат – деканат;
  • изменение слова: мальни – мыльный, чайнк – чайник;
  • слияние двух и более  слов и их  деление по своему усмотрению: войнаимир – война и мир, в сё – всё;
  • неумение делить текст на  предложения, слитное написание предложений: Снежинки падали на землю. Белым покрывалом. Мороз крепчал  и сковал все реки птицам стало голодно. – Снежинки падали на землю белым покрывалом. Мороз крепчал и сковал все реки.  Птицам стало голодно.
  • пропуск мягкого знака в словах: болшой – большой, сколко – сколько, примчалис – примчались. 

Ошибки, из-за несформированности лексико-грамматической стороны речи:

  • нарушения согласования слов: с яблоневый ветки – с яблоневой ветки, появилась солнце – появилось солнце, большая коробки – большие коробки;
  • нарушения управления: в горку – с  горки; умчались в пруду – умчались к пруду, сидит диван – сидит на диване;
  • замена слов, сходных  по звукам: плот – плод;
  • раздельное написание приставок и слитное написание предлогов: всаду – в саду, наполу – на полу, на бухли – набухли;
  • пропуски слов в предложении.

Ошибки, вызванные несформированностью  пространственного восприятия и зрительного узнавания, неумением  выделять анализ и синтез:

  • путаница букв, занимающих  различное положение в пространстве: б-д, в-д, т-ш;
  • путаница  букв с различным числом схожих элементов: и-щ, ц-ш;
  • путаница  букв с дополнительными элементами, такими как: л-м, п-т, и-ц, ш-щ, х-ж;
  • написание букв в обратном направлении: с, э, ю;
  • пропуск, написание лишних элементов букв и их неправильное  расположение. 

Ошибки, связанные с  неспособностью детей усвоить большой объем школьного материала, а также с неумением запоминать и употреблять на письме правила орфографии, усвоенные ранее:

  • безударная гласная в корне слова: кравать – кровать, весок – висок;
  • правописание глухих и звонких звуков как в середине, так и  в конце слова: дуп – дуб, крушка – кружка;
  • обозначение смягчения согласных;
  • прописная буква  в именах собственных и  в начале предложения.

В настоящее время имеется еще одна группа ошибок, которые относятся  к дисграфическим, только в том случае, если у них устойчивый характер. К детям, у которых наблюдается такой вид ошибок применяют фразу: "Что слышат, то и пишут".

Классификация ошибок составляется согласно  причинам их появления, что позволит учителям и родителям не только выявить причины затруднений, но и правильно определить вид нарушений процесса при письме, а значит суметь спланировать работу, позволяющую преодолеть эти нарушения. 

Специальная литература содержит  различные классификации дисграфий, но каждая из них основываются именно на причинах возникновения нарушений.

К основным видам нарушений письма относят:

Дисграфия артикуляторно-акустическая

В качестве основной причины  возникновения этого вида нарушений выделяют неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова в зависимости от их произношения, таким образом, отражает свои  дефекты произношения, но только  на письме.

Дисграфия акустическая –  основой  выступает  фонемное распознавание, дифференкциация фонем.

Нарушение дифференциации и распознавания близких звуков речи являются причиной возникновения этого вида нарушений. При письме ребенок  заменяет буквы с  свистящими и шипящими, звонкими и глухими, твердыми и мягкими звуками, то есть: п-б, т-д, у-о, и-е, с-з, ф-в, к-г, щ-ч, ш-ж, с-ц, т-ц.

Дисграфия, возникающая из-за нарушений языкового анализа и синтеза

Основная причина ее возникновения — трудности  при делении текста на предложения, а предложения на слова, слова на слоги и звуки.

Типичными  ошибками являются:

  • пропуски в словах согласных и гласных букв;
  • перемена букв местами;
  • дописывание ненужных  букв в слова;
  • как пропуски, так и добавления и перестановки слогов;
  • раздельное и слитное  написание слов;
  • раздельное написание корня или приставки либо напротив, слитное  написание предлогов с другими словами. 

Дисграфия аграмматическая

Причина возникновения – сложности при построении  грамматического строя речи.
При письме это проявляется изменениями  окончаний при склонении слов, неправильным употреблением предлогов, числа и рода, пропусками членов предложения, нарушениями последовательности слов в предложении, нарушениями смысловых связей в отдельных предложениях и между предложениями.

Дисграфия оптическая

Причина возникновения – несформированность функций в зрительно-пространственной области.  Проявляется заменами и изменениями  на письме сходных рукописных букв по своему написанию — графике, например: ш-т, д-в, д-б, и-ш, п-т, э-с и ряд других.

Только при правильном определении типа  нарушения процесса в письме со стороны родителей и учителей будет намечено основное направление работы с ребенком, с помощью которого можно помочь ему грамотно и правильно выражать свои мысли на письме.

 

NeoLove.ru на Яндекс.Дзен
Мне нравится 0
    Оставьте комментарий
    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе


    Другие статьи по этой теме

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье