Как бы печально не было, но факт остается фактом: из-за нарушения одной структурной составляющей в общей речевой системе следуют и другие нарушения. К числу таких нарушений относятся: общее недоразвитие речи, нарушения в процессе чтения и письма, нарушения памяти, концентрации внимания, изменения в словесно-логическом мышлении и т.д.
Не каждый ребенок способен с легкостью научиться читать и писать. С точки зрения взрослых это элементарно, на самом деле научить ребенка письму и чтению — одна из самых сложных задач. Даже если ребенок талантлив, умен и во многом превосходит своих сверстников, ошибки при письме и чтении не исключены. Проблемы могут быть различными: ребенок может писать все слова слитно, пропускать буквы в словах, а иногда из одного слова может сделать несколько.
Со стороны многих родителей и учителей данные ошибки списываются на невнимательность ребенка. Все, что в этом случае могут порекомендовать учителя родителям, так это больше писать пот диктовку. Этот период труден не только для родителей, но и для самого ребенка. Ребенок начинает негативно относиться к письму в школе. Для того, чтобы этого не случилось важно уметь анализировать ошибки ребенка. Неслучайность таких «нелепых» ошибок, которые становятся систематическими — повод для обращения к логопеду. Ошибки такого типа свидетельствуют о том, что у ребенка наблюдается дисграфия.
Дисграфия — типичные ошибки стойкого характера при письме
Опыт учителей начальных классов позволяет говорить о том, что в классе до 30% учеников имеют различного рода нарушения при письме. Если у взрослого человека процесс письма уже автоматизирован, то для ребенка — это огромное количество проблем. Под письмом понимается сложная форма речевой деятельности с многоуровневым процессом. При письме задействованы в тесной связи речеслуховой и речедвигательный, зрительный и общедвигательный анализаторы. Кроме того успех при письме напрямую зависит от степени развития устной речи. Чем ребенок правильнее умеет различать звуки речи, соединять их и вычленять в общем потоке, тем правильнее письменная речь.
Для написания слова для ребенка важно:
- уметь определять структуру его звуков, знать последовательность и место каждого звука;
- правильно соотносить выделенный звук с некоторым образом буквы;
- при помощи движений руки воспроизводить букву.
Для написания предложения, необходимо его проговорить, мысленно выстроить, запомнить нужный порядок написания, разбить предложение по словам, выделить границы в каждом слове.
Но не каждому ребенку удается придерживаться этих правил, в частности у них наблюдается слуховая дифференкциация звуков, неправильное их произношения, неумение проводить анализ звуков и синтез, нарушение со стороны лексико-грамматической основы, отсутствие зрительного анализа и синтеза, отсутствие пространственных представлений. В результате процесс овладения письма происходит с различным нарушениями. Эти нарушения получили название – дисграфия, в переводе с греческого "графо" – письмо.
Под дисграфией понимается специфическое расстройство письменной речи, которое связано с многими типичными ошибками, носящими стойкий характер, обусловленное несформированностью со стороны высших психических функций. Именно все эти функции участвуют в процессе овладения навыками письма. Нужна ли вашему ребенку помощь логопеда?
А что делать, если специалиста нет? Ведь не всегда учителям и родителям удается помочь и оказать квалифицированную помощь ребенку. Есть ли выход из этой ситуации?
В этом случае важно, чтобы учитель начальных классов и родители умели различать ошибки, относящиеся к специфическим дисграфическим.
Какие бывают дисграфические ошибки?
Ошибки, возникающие из-за несформированности слухового восприятия и фонематических процессов:
- пропуски в словах гласных букв: ручй – ручей, пщат – пищат, мрковь – морковь;
- пропуски в словах согласных букв: кварира – квартира;
- пропуск в слогах слова: беки – белки;
- замена в словах гласных: пище – пищу, сесен – сосен, мягкий – мегкий;
- замена согласных: тва – два, чача – чаща, урошай – урожай, токазываед – доказывает;
- перестановки букв и слогов: моколо – молоко;
- недописывание окончаний и слогов: впере – вперед, на калитка – на калитках, дублика – дубликат;
- добавление в слова ненужных букв и слогов: детити – дети, денактат – деканат;
- изменение слова: мальни – мыльный, чайнк – чайник;
- слияние двух и более слов и их деление по своему усмотрению: войнаимир – война и мир, в сё – всё;
- неумение делить текст на предложения, слитное написание предложений: Снежинки падали на землю. Белым покрывалом. Мороз крепчал и сковал все реки птицам стало голодно. – Снежинки падали на землю белым покрывалом. Мороз крепчал и сковал все реки. Птицам стало голодно.
- пропуск мягкого знака в словах: болшой – большой, сколко – сколько, примчалис – примчались.
Ошибки, из-за несформированности лексико-грамматической стороны речи:
- нарушения согласования слов: с яблоневый ветки – с яблоневой ветки, появилась солнце – появилось солнце, большая коробки – большие коробки;
- нарушения управления: в горку – с горки; умчались в пруду – умчались к пруду, сидит диван – сидит на диване;
- замена слов, сходных по звукам: плот – плод;
- раздельное написание приставок и слитное написание предлогов: всаду – в саду, наполу – на полу, на бухли – набухли;
- пропуски слов в предложении.
Ошибки, вызванные несформированностью пространственного восприятия и зрительного узнавания, неумением выделять анализ и синтез:
- путаница букв, занимающих различное положение в пространстве: б-д, в-д, т-ш;
- путаница букв с различным числом схожих элементов: и-щ, ц-ш;
- путаница букв с дополнительными элементами, такими как: л-м, п-т, и-ц, ш-щ, х-ж;
- написание букв в обратном направлении: с, э, ю;
- пропуск, написание лишних элементов букв и их неправильное расположение.
Ошибки, связанные с неспособностью детей усвоить большой объем школьного материала, а также с неумением запоминать и употреблять на письме правила орфографии, усвоенные ранее:
- безударная гласная в корне слова: кравать – кровать, весок – висок;
- правописание глухих и звонких звуков как в середине, так и в конце слова: дуп – дуб, крушка – кружка;
- обозначение смягчения согласных;
- прописная буква в именах собственных и в начале предложения.
В настоящее время имеется еще одна группа ошибок, которые относятся к дисграфическим, только в том случае, если у них устойчивый характер. К детям, у которых наблюдается такой вид ошибок применяют фразу: "Что слышат, то и пишут".
Классификация ошибок составляется согласно причинам их появления, что позволит учителям и родителям не только выявить причины затруднений, но и правильно определить вид нарушений процесса при письме, а значит суметь спланировать работу, позволяющую преодолеть эти нарушения.
Специальная литература содержит различные классификации дисграфий, но каждая из них основываются именно на причинах возникновения нарушений.
К основным видам нарушений письма относят:
Дисграфия артикуляторно-акустическая
В качестве основной причины возникновения этого вида нарушений выделяют неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова в зависимости от их произношения, таким образом, отражает свои дефекты произношения, но только на письме.
Дисграфия акустическая – основой выступает фонемное распознавание, дифференкциация фонем.
Нарушение дифференциации и распознавания близких звуков речи являются причиной возникновения этого вида нарушений. При письме ребенок заменяет буквы с свистящими и шипящими, звонкими и глухими, твердыми и мягкими звуками, то есть: п-б, т-д, у-о, и-е, с-з, ф-в, к-г, щ-ч, ш-ж, с-ц, т-ц.
Дисграфия, возникающая из-за нарушений языкового анализа и синтеза
Основная причина ее возникновения — трудности при делении текста на предложения, а предложения на слова, слова на слоги и звуки.
Типичными ошибками являются:
- пропуски в словах согласных и гласных букв;
- перемена букв местами;
- дописывание ненужных букв в слова;
- как пропуски, так и добавления и перестановки слогов;
- раздельное и слитное написание слов;
- раздельное написание корня или приставки либо напротив, слитное написание предлогов с другими словами.
Дисграфия аграмматическая
Причина возникновения – сложности при построении грамматического строя речи.
При письме это проявляется изменениями окончаний при склонении слов, неправильным употреблением предлогов, числа и рода, пропусками членов предложения, нарушениями последовательности слов в предложении, нарушениями смысловых связей в отдельных предложениях и между предложениями.
Дисграфия оптическая
Причина возникновения – несформированность функций в зрительно-пространственной области. Проявляется заменами и изменениями на письме сходных рукописных букв по своему написанию — графике, например: ш-т, д-в, д-б, и-ш, п-т, э-с и ряд других.
Только при правильном определении типа нарушения процесса в письме со стороны родителей и учителей будет намечено основное направление работы с ребенком, с помощью которого можно помочь ему грамотно и правильно выражать свои мысли на письме.