- История вальдорфской педагогики
- Основные принципы и направления работы вальдорфской педагогики
- Как проходят будни и праздники в вальдорфском дошкольном учреждении
- Плюсы и минусы вальдорфского детского сада
- Особенности вальдорфской школы
- Отзывы родителей о вальдорфской системе образования
- Вальдорфская система видео
Вальдорфская система образования базируется на принципах внимания, уважения и бережного отношения к детству ребенка. Данная система стремится развить творческий потенциал всех учащихся и укрепить их самооценку. В стенах детских учреждениях с вальдорфской системой обучения всегда царит атмосфера тепла, доброжелательности и спокойствия. Дети с большим желанием посещают вальдорфские школы и детские сады. В настоящее время по всему миру насчитывается около 2500 действующих дошкольных и школьных учреждений, выполняющие основные задачи вальдорфской системы образования.
История вальдорфской педагогики
Вальдорфская система образования была создана в начале ХХ века на юге Германии. Толчком для ее возникновения стал период нестабильности в сфере образования. Сотрудники табачной компании «Вальдорф Астория» были обеспокоены тем, что их дети, посещая учебные учреждения, не получали должного педагогического внимания. Весь обучающий процесс был направлен только на постоянное заучивание материала. В результате такого обучения у учащихся не могли развиваться творческие способности и познавательная активность. О жалобах работников данной компании стало известно ее владельцу – Эмилю Мольта, который не боялся перемен и всегда стремился найти рациональный выход из сложившихся социальных трудностей. Эмиль Мольта мечтал создать новый тип школы, программа которой полностью соответствовала возрастным особенностям ребенка и отличалась гуманным отношением к подрастающему поколению. Новатор обратился с данной просьбой к педагогу Рудольфу Штайнеру. Обращение Мольта именно к этому педагогу было не случайным. Рудольф Штайнер вел активную педагогическую деятельность и имел богатый опыт частного преподавания.
Следует отметить, что Рудольф Штайнер давал частые уроки сыну одного венского коммерсанта, который страдал мигренями, нарушением поведенческих реакций и перенес гидроцефалию. Многие педагоги и врачи были уверены, что мальчик является полностью безнадежным, и не сможет нормально развиваться. Но Штайнер разработал специальную программу для мальчика и занимался с ним систематически на протяжении двух лет. В итоге его ученик «догнал» сверстников и вскоре получил высшее медицинское образование.
Рудольф Штайнер принял предложение Эмиля Мольта и разработал первую программу вальдорфской школы, которая была одобрена в 1919 году министерством образования и культуры. Новая школа под руководством Мольта была построена в течение года. Первого сентября педагоги вальдорфской школы приняли 256 учащихся и открыли 8 классов. В данном учреждении у 191 ученика родители трудились на табачной фабрике. Через некоторое время школа стала принимать детей из различных слоев общества.
Сегодня насчитывается в мире большое количество вальдорфских школ. В вальдорфской системе не существует строгих приемов для обучения ребенка. Вся методика направлена на развитие внутреннего мира малыша, а именно его творческих способностей, фантазии и интуиции. Детям прививается любовь к духовному началу и народной культуре.
Основные принципы и направления работы вальдорфской педагогики
Сторонники вальдорфской педагогики уверены, что детство является уникальным и неповторимым периодом в жизни человека, который требует выполнение особых задач и целей. При этом важно не ускорять развитие ребенка, а раскрывать и воспитывать способности малыша, характерные именно для данного возраста. В связи с этим, приверженцы вальдорфской системы обучения не спешат сразу обучать малышей письму и чтению, а также отрицательно относятся к использованию различных программ по интеллектуальному тренингу. Вальдорфская педагогика предполагает естественное развитие личности малыша и заложенных природой его способностей.
Дошкольные учреждения, использующие основы вальдорфской педагогики, в процессе работы применяют следующие принципы:
- создание комфортной и благоприятной атмосферы для развития;
- воспитание по средствам личного примера и подражания;
- использование многофункциональных игр;
- создание атмосферы, которая способствует развитию игровой деятельности;
- организация правильного ритма группы;
- использование многообразных видов трудовой деятельности и основных навыков искусства.
Все вышеперечисленные положения в дошкольном учреждении вальдорфского типа не могут существовать отдельно друг от друга. Они органично переплетаются между собой и представляют собой гармоничную жизнь дружной семьи, а не обычную работу традиционного дошкольного заведения. Рассмотрим некоторые принципы вальдорфской педагогики более детально.
Создание комфортной и благоприятной атмосферы для развития
Р. Штайнер еще в 1907 году высказал предположение, что основным движущим фактором для развития малыша является материнская любовь и внимание к нему окружающих. При этом любовь должна быть обязательно искренней, так как дети очень восприимчивые и на интуитивном уровне чувствуют любовь по условию. Таким образом, создание атмосферы любви является главным условием для правильно физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка. Вальдорфские дошкольные учреждения стремятся создать благоприятную атмосферу, которая приближена к домашней обстановке. Особое внимание уделяется личности педагога, который должен обязательно любить детей, быть творческой и яркой личностью, а также уметь устанавливать доверительные взаимоотношения со своими воспитанниками и их родителями.
Для создания необходимой среды, способствующей активному развитию ребенка, важное значения имеет художественное оформление и правильная организация пространства.
Воспитание по средствам личного примера и подражания
Малыши до 4 лет способны усваивать большое количество разнообразной информации. Но делают они это не через учебники или уроки, а благодаря постоянному взаимодействию с окружающими его взрослыми, постоянному общению со сверстниками, играя с различными предметами, слушая интересные истории и т.д. Следовательно, процесс обучения малыша взаимосвязан с его активной жизненной позицией. При этом существует два основных способа познания мира – подражание и пример. В вальдорфских учреждениях детям предлагают участвовать в разнообразных видах деятельности, подражание которым развивает у них креативное мышление, логику, мелкую моторику рук, внимание и прочие способности и навыки. Это может быть рукоделие, покраска шерсти, изготовление игрушек, ткачество и т.д. Малыши принимают активное участие в выпечке изделий из теста, ухаживают за растениями, делают различные поделки из природного материала, наводят порядок в группе детского сада и т.д.
При этом детей не заставляют принимать участие в выше перечисленной деятельности. Педагог начинает заниматься каким-то увлекательным делом, а малыши постепенно включаются в творческий процесс, благодаря познавательной активности и естественному любопытству. Каждый ребенок принимает участие в общей деятельности, исходя из индивидуальных особенностей и собственных возможностей.
Правильный ритм деятельности – источник гармонии
Деятельность в детских учреждениях вальдорфского типа разнообразна и отличается ритмичностью. Например, в понедельник планируется организация занятий по лепке, а во вторник – рисование акварельными красками. Малыши привыкают к последовательности и уже знают, что их будет ожидать в тот или другой день.
Использование многофункциональных игр.
Ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, вальдорфские детские учреждения побуждают малышей к активной игровой деятельности. При этом игра носит свободный характер, и кроха выбирает вид деятельности, который ему интересен на данный момент. Педагоги не используют игр по заранее запланированной программе, так как смысл и функции игровой деятельности теряются.
Следует отметить, что дети в вальдорфских учебных заведениях играют простыми игрушками, изготовленными из натуральных материалов. Часто дидактический материал для занятий мастерится руками воспитателей и их подопечных. Для этого применяются шишки, каштаны, поленья, желуди, сено и другой природный материал. Педагоги избегают игрушек правильной геометрической формы или с полностью сформированным образом. Ребенок должен научиться фантазировать и развивать творческое мышление для самостоятельного дополнения образа. Например, на вальдорфских куклах отсутствуют глаза, нос, рот. Малышу не навязывается внешний облик куклы. Он включает собственную фантазию и придумывает свою куклу, которая не похожа на другие. Также дидактический материал отличается многофункциональностью. Например, лоскуток синей ткани может превратиться в море, звездное небо или нарядное платье для куклы.
Кроме свободных игр, воспитанники детских учреждений вальдорфского направления с удовольствием используют различные пальчиковые игры, подвижные и музыкальные занятия. Также дети любят лепить, рисовать, изучать народные забавы, организовывать театральные постановки и т.д. Следует отметить, что пластилин не используется для лепки. В данном процессе применяется специально подготовленный воск.
Как проходят будни и праздники в вальдорфском дошкольном учреждении
Если вы впервые посетили детский сад с вальдорфским направлением, то вас приятно удивит теплая и творческая атмосфера в нем. Педагоги всегда с радостью и нетерпением ждут своих воспитанников. Когда малыш заходит в группу, то звучит колокольчик, подвешенный над дверью. Воспитатель лично встречает каждого ребенка. При этом обязательно здоровается с ним за руку и приветливо улыбается, что означает: «Заходи, кроха, тебя все ждут и рады твоему приходу!».
Утро в вальдорфском детском саду начинается с нестандартной зарядки. Дети под различные ритмы активно двигаются, поют песни, читают веселые стихи.
Далее ребята принимают участие в свободной игре. Они занимаются теми делами, которые им интересны на данный момент: выкладывают дорожки из палочек, придумывают одежку для кукол, готовят тесто для пирогов, раскладывают по корзинам шишки и желуди, строят из стульев башни и т.д.
В это время воспитатели также не сидят без дела. Они занимаются различными «домашними» делами, а дети, заинтересовавшись их видом деятельности, начинают присоединяться к ним. Начинается процесс естественного подражания, который так важен для развития способностей малыша. Педагоги с ребятами шьют кукол, плетут корзины, составляют композиции из сухих листьев, делают различные поделки из шишек, разрисовывают камушки и т.д.
При этом воспитатели не говорят слова «нет» своим воспитанникам и поддерживают любую инициативу малыша. Существует всего три ситуации, по которым педагог может отказать:
- если действия ребенка могут быть опасны для его здоровья и жизни;
- если действия малыша причиняют вред другим детям;
- если в процессе активной деятельности может быть нанесен ущерб вещам (например, нельзя рисовать на мебели или стенах).
Когда период свободной игры завершается, выполняется совместная уборка игрушек и дети приступают к завтраку. Для трапезы используется глиняная посуда, самотканые скатерти и салфетки из натуральных тканей. Дети садятся за большой общий стол.
Затем дети переключаются на музыкально-ритмичные игры, организованные в интенсивном темпе. Далее малыши направляются на прогулку, где играют в подвижные игры, кормят птиц, строят замки из песка, ухаживают за цветами, занимаются огородничеством и т.д.
После прогулки на свежем воздухе, педагог рассказывает малышам интересную сказку или демонстрирует ее сюжет с помощью изготовленных кукол. Воспитатель одно произведение «проигрывает» в течение одной недели. Благодаря этому, дети знают в ней каждое слово и полностью «вживаются» в ее сюжет.
После обеда наступает тихий час. Детки отдыхают в уютных кроватях из натурального дерева и укрываются лоскутными одеялами ручной работы.
После сна проводится полдник и активные занятия с малышами: пальчиковые игры, игра на музыкальных инструментах, пение, жестовые игры и т.д. Затем педагоги предлагают малышам подвижные игры или игры-ожидания.
Каждый день в вальдорфском дошкольном учреждении насыщен интересными играми и делами, которые способствуют естественному развитию таланта ребенка. В данных учреждениях не существует серых и скучных будней.
Следует отметить, что обучающий материал педагогами подается блоками. Одному блоку посвящается целый день. При этом выделяют креативно-практичное направление, душевное и духовное. Ритм дня задает блок, находящийся на данный момент в изучении. Основной акцент вальдорфская система делает на эстетико-художественном направлении занятий.
Детские группы в вальдорфском саду разновозрастные. Малыши тесно взаимодействуют не только со сверстниками, но и с более старшими товарищами. Они активно подражают им в процессе выполнения различных творческих дел, а также быстрее учатся самостоятельно одеваться и убирать за собой.
Праздники в данных детских учреждениях являются неотъемлемой частью общей жизни детей и их педагогов. Это мероприятия где дети, воспитатели и родители являются одновременно как хозяевами, так и гостями торжества. Они совместно украшают зал, пекут в группе угощения, разучивают песни, танцевальные движения и стихи. У педагогов нет заранее написанного сценария праздника, и детей не заставляют действовать по заготовленному плану. На праздниках всегда присутствует атмосфера домашнего тепла и любви.
Кроме традиционных календарных и народных праздников в вальдорфских учреждениях существуют особые мероприятия: день Урожая, праздник Мужества или праздник Фонариков. Особенно ярко проходит праздник – День Рождения. Ребенок с родителями приходит в группу, где рассказывает самые интересные и веселые события из жизни. Затем малыши и воспитатели поздравляют именинника небольшим концертом, играют в подвижные игры, водят хороводы и конечно угощаются домашней выпечкой.
Плюсы и минусы вальдорфского детского сада
Данные учебные учреждения отличаются от других дошкольных заведений некоторыми специфическими запретами:
- Запрет на раннее обучение до 7 лет. Ребенка не нагружают интеллектуальными тренингами. Он должен постигать окружающий его мир только опытным путем и как можно дольше оставаться в собственном образно-абстрактном мире.
- Запрет на СМИ. Кинофильмы и различные программы, транслируемые по телевидению, для маленького ребенка являются источником негативной информации. Она разрушает внутренний мир малыша, и он попадает в сильную зависимость к ним.
- Запрет на оценивание действий ребенка. Если малыш выполняет какие-либо задания, чтобы только получить от взрослого положительную оценку собственных действий, то он лишается возможности действовать естественно и непринужденно.
Применение вальдорфской системы в детском саде имеет свои плюсы и минусы. К плюсам относятся следующие моменты:
- уважение к личности малыша и его выбору;
- отсутствие оценки действий ребенка и принуждения;
- воспитание через подражание и личный пример воспитателей;
- обучение новым навыкам и умениям происходит естественно и в доверительной обстановке;
- создание свободного пространства для творческого развития малыша;
- организация особого здорового ритма в группах;
- в детском коллективе находятся разновозрастные дети;
- формирование эстетических способностей малыша и развитие его эмоциональной сферы;
- в ходе трудовой деятельности формируются у ребенка его волевые качества.
К минусам вальдорфской системы можно отнести следующие моменты:
- педагоги вальдорфского дошкольного учреждения не учат детей основам письма и счета, поэтому им будет трудно обучаться в традиционной школе;
- тематика произведений, которую предлагают вальдорфские воспитатели для пересказа детям, ограничена;
- рекомендуется книги детям не читать, а именно пересказывать сюжет сказки или истории;
- в основе вальдорфской педагогики лежит антропософия, которую не поддерживает традиционная церковь;
- сложный процесс адаптации ребенка со сверстниками, посещающие детский сад классического типа.
Особенности вальдорфской школы
После окончания вальдорфского детского учреждения малыши переходят в школу, в которых также используются принципы вальдорфской педагогики.
Начинают обучение в вальдорфской школе дети с семи лет. Процесс обучения длится в течение одиннадцати лет. Основным педагогам на протяжении восьми лет обучения является классный руководитель, который для детей выступает в роли наставника и друга.
Начальная вальдорфская школа уделяет мало времени изучению академических предметов. В течение двух лет детей знакомят с буквами и учат основам чтения. Также изучаются в игровой форме правила написания букв и счет.
Особое внимание вальдорфская система обучения в начальных классах уделяет изучению иностранных языков, игре на флейте, эвритмии и основам рукоделия. Занятия проходят в игровой форме. Для лучшего восприятия материала детьми используются стихи, песни, загадки и т.д.
Для работы на уроках и дома в начальной школе не применяются традиционные учебники. Старшеклассники могут использовать учебную литературу в качестве дополнения к изучению основных предметов.
В вальдорфских школах часто организовываются праздники, посвященные торжественным датам, религиозным событиям или природным явлениям. В данных мероприятиях принимают активное участие педагоги, дети и их родители. Школьники разучивают различные песни, стихотворения, играют на музыкальных инструментах, занимаются постановкой спектаклей и танцев, собственными руками создаются сценические костюмы и подарки.
В конце каждого семестра дети с классным учителем подводят итоги учебной деятельности. Организовывается выставка достижений учащихся вальдорфской школы, на которой демонстрируются сшитые на уроках рукоделия куклы, вылепленная из глины посуда, изготовленные из природного материала поделки и т.д.
Процесс обучения в вальдорфских школах не предполагает выставление оценок и не носит состязательный характер. После завершения учебного года педагог для каждого учащегося по итогам его деятельности и активности составляет подробный отчет-характеристику. Если ребенок переходит продолжать обучение в другое учебное заведение, то учитель выставляет итоговые оценки.
Вальдорфские школы отличаются от классических образовательных школ следующими особенностями:
- учебный план составляется с учетом возрастных особенностей;
- классный учитель ведет детей с первого до седьмого класса;
- утверждение основной темы года для каждого из учебных классов;
- художественно-эстетическая направленность обучения детей с 1 по 11 класс;
- отмена системы оценок до 7 класса;
- достижения в обучении одного ребенка не сравнивают с успехами другого учащегося;
- художественно организованное школьное пространство;
- для каждого учащегося разрабатывается индивидуальный план развития и обучения, учитывающий его индивидуальные особенности;
- дети получают знания благодаря групповым диалогам, исследовательской деятельности и практическим занятиям;
- иностранные языки преподаются по методу погружения в языковую среду;
- на уроках происходит постоянная смена действий, ориентированная на ритмы;
- постоянно работает школьный театр, позволяющий детям проявлять творческий потенциал и лучше развивать коммуникативные способности;
- родители принимают активное участие в жизни школы и детей;
Вальдорфская школа признана гуманной школой, в которой уважают мнение и интересы ребенка, а также не применяют в обучающем процессе контроля, оценок и постоянного сравнения. Выпускники данных учебных заведений являются полноценными, свободными и самостоятельными личностями.
Отзывы родителей о вальдорфской системе образования
Вальдорфская система обучения признана альтернативной педагогической системой, развивающая творческие способности ребенка. Мнение родителей о данной системе образования различные. Некоторые из них считают, что вальдорфская школа является наилучшим учебным заведением для всестороннего формирования и развития личности. Другие же заботливые родители уверены, что их дети будут отставать в школах вальдорфского типа от программ общеобразовательных школ. Рассмотрим отзывы родителей о вальдорфских школах.
Екатерина: «Очень рада, что моя дочка учиться именно в вальдорфской школе. Собирается на занятие с большим удовольствием. Много внимания классный учитель уделяет изобразительному искусству, игре на флейте, лепке из воска и другим видам ручного труда. Сразу удивило, что используется на всех уроках только одна тетрадь. В ней Маша не только записывает цифры и буквы, но и вклеивает веселые и яркие картинки, а также рисует. Есть в школе прекрасный предмет – прогулки. Это когда все детки выходят во двор школы и наблюдают за жизнью природы».
Александр: «Свою дочь не хочу отдавать в такую школу. Думаю, ей будет сложно приспосабливаться после выпуска к реальной жизни. Ведь мир не идеален…».
Наталья: «Я детально изучила особенности и принципы вальдорфской педагогики и отношусь к ней положительно. Но своего сына отдавать в вальдорфскую школу не буду. Да, дети в данных школах действительно прекрасно развивают креативные способности и коммуникативные навыки. Но программа вальдорфской школы резко отличается от стандартной программы системы образования. В результате выпускнику сложно сдавать экзамены в высшие учебные заведения. Многие из них обращаются за помощью к репетиторам».
Кирилл: «Нравится в вальдорфской школе ее неповторимая семейственность. Мы принимаем настоящее участие в жизни собственного ребенка. Вместе играем в спектаклях, изучаем новые предметы, путешествуем, проводим праздники и ярмарки. Это действительно очень здорово! Я думаю, что данный вариант школы является идеальным для любящих и не очень занятых работой родителей».
Мария: «Считаю, что ребенок перед обучением в вальдорфской школе должен обязательно посещать дошкольное учреждение данного типа. Важно, чтобы обстановка в вашей семье и доме соответствовала вальдорфским принципам. А это, к сожалению, не всегда получается осуществить. Хотела бы, чтобы мои дети посещали вальдорфскую школу. Но в нашем городе не существует пока такой возможности».
Людмила , Тверь | 15 Августа 2017 08:37
Поняла, что Вальдорфская программа-это воспитание, полученное от бабушек, которые были в начале прошлого века.Я человек пожилой и очень хорошо помню, как росла и развивалась все ранннее детство с бабушкой.И ни кто не знал, что это Вальдорфская система.Просто бабушки очень любят своих внуков.Это воспитание любовью.Жаль, что современные бабушки работают, заняты своей жизнью.Как правило.А в 50-х бабушки уходили на пенсию и сидели с внуками, пока их родители были на работе.Наверное самая большая проблема Вальдорфских учреждений-найти воспитателей, которые любили бы деток, как бабушки.
Ответить
Валентина , Переславль | 06 Октября 2016 18:21
Зачем копировать методики обучения с Запада? Вальдорфская методика может и развивает творческие способности детей, но не более того. Какие знания получат дети по окончании этой школы? И куда смогут поступить учиться? НИКУДА. Эта школа для детей с отклонениями в развитии, для тех, кто не может осилить программу обучения общеобразовательной школы. У нас в городе есть такая вспомогательная школа для умственно отсталых детей. Все обучение там направлено на развитие трудовых навыков, общение, прогулки. творческие уроки и т.д
Ответить
Anna | 12 Января 2018 09:58
Какая неосведомлённость и поверхностное суждение. Явно от человека далёкого от понятий коррекционной педагогики. Да, и в целом, мало понимающим отличие альтернативного обучения, от специального, для детей с особенностями развития. Дети, окончившие вальдорфские школы, прекрасно сдают экзамены для поступления в ВУЗы, прекрасно ориентируются в дальнейшем выборе профессиональной деятельности. Только, в отличие, от массовой школы они не испытывают сильнейшего психологического и эмоционального давления в начальной школе, имея возможность обучаться и не терять детство.
Ответить
Mir | 11 Ноября 2016 21:14
Считаю, что главное воспитать гармоничную личность из ребёнка, принимающую себя без условий, творчески мыслящую… Не подвергаясь постоянному оцениванию, ребёнок учиться любить себя таким какой он есть. Вальдорфская система образования не отбивает желания познавать, это очень важно. Поступление в ВУЗ и получение образования не являются главным в жизни, главное-быть гармоничной личностью.
Ответить
Владимир , Москва | 04 Апреля 2017 17:01
цитата Валентины: «У нас в городе есть такая вспомогательная школа для умственно отсталых детей.»
Валентина, вы наверное выпускница этой школы, раз так рассуждаете.
Ответить