Педагог-психолог Алиса Самбурская утверждает, что развитию ребенка следует уделять внимание задолго до достижения ими школьного возраста. Согласно разработанной ею методике обучение малышей основывается на детской эмоциональности и наглядно-образном мышлении. Концепция автора охватывает все основные направления обучения, но именно количественная математика имеет в ней приоритетное значение.
Основное содержание методики
Ребенок дошкольного возраста обычно не способен без предварительной подготовки оперировать цифровым обозначением числа. В первую очередь его следует научить визуально представлять себе именно количество предметов. Если вы называете цифру «3», малыш должен увидеть не её графический знак, а любых три объекта.
Не стоит опасаться, что в дальнейшем ребенок не сможет правильно соотнести нужное количество с соответствующей ему цифрой. Как правило, подобных трудностей не возникает, и дошкольник буквально за один день способен совместить привычные образы с графическими символами.
Практические занятия количественной математикой
Подготовиться к первым математическим занятиям следует заранее. Для этого понадобятся специальные карточки, на которых изображено определенное количество одинаковых объектов (клубничек, мячей, кукол и т.п.).
Первый этап
Подготовительные занятия знакомят маленьких учеников с количественными представлениями в пределах двадцати объектов. Однако вводить цифровое обозначение можно уже после того, как ребенок сформирует представление о 10-и объектах. Автор советует уделить данному этапу особое внимание, чтобы малыш уверенно ориентировался в том, какое количество (а в дальнейшем какое число) больше или меньше.
Второй этап
Следующий этап начинается со знакомства с составом числа – из каких цифр оно состоит. Здесь же отрабатываются и основные вычислительные навыки. Помочь в этом сумеет простая таблица, которая также научит дошкольника оперировать десятками. Состоит она из 100 крупных клеток (10х10), в каждой из которой по порядку проставляются числа. Причем обозначения в первой строке следует выделить чуть ярче остальных.
Попросите ребенка именно по таблице считать от одного числа до какого-либо другого в прямом и обратном порядке. Так же выполняется и сложение – указка определяет нужное число и передвигается на конкретное количество шагов. Предположим, в примере «2+3» указывается число 2 и передвигается вперед на три числа, останавливаясь в итоге на пятерке. Подобные действия проводятся и для вычитания, только в обратном направлении.
Третий этап
Учим сложению и вычитанию десятками по такой же схеме, однако передвижение указки в этом случае будет происходить вверх и вниз по вертикали. Двигаемся вверх – происходит вычитание, идем вниз – сложение.
Основные правила занятий
Чтобы методика количественной математики наверняка дала положительные результаты, важно придерживаться следующих правил:
- Не стоит слишком торопиться переходить с одного этапа на другой. Хотя точно указать продолжительность каждого цикла занятий невозможно – это напрямую зависит от возможностей вашего юного гения. Например, на изучение количества в пределах десяти в большинстве случаев требуется примерно неделя, однако здесь все индивидуально.
- Действуйте строго по наглядности. Это не только сами карточки и таблицы, но и отдельные вырезанные изображения разных объектов – фруктов, овощей, игрушек. Ребенок всегда эмоционально реагирует на яркий запоминающийся образ, и совершать с ним различные действия всегда интереснее.
- Подготовленные изображения должны быть одинаковыми, выполненными по одному и тому же шаблону.
- Привлеките детей к созданию своих наглядных пособий, они гораздо охотнее занимаются с «плодами» собственного труда. Да и развитие мелкой моторики явно не помешает – оно стимулирует умственную деятельность.
- Не учите ребенка, а играйте с ним. Проявите побольше эмоций, яркие живые примеры помогут неосознанно постигать математические примеры.
Методика Домана и Самбурской – в чем отличия
Методика количественной математики Алисы Самбурской довольно близка концепции раннего развития Глена Домана. Оба педагога утверждают, что знакомство с «царством» математики следует с количественных образов, а за основу берут наглядное изображения- карточки.
Тем не менее, существуют и различия. Если Доман на своих карточках изображает красные точки, то педагог-психолог из России советует заменить их на яркие, близкие малышу предметы – орешки, конфетки, бабочки и т.д. Впрочем, это далеко не главное отличие. Доман знакомит ребят с цифровым обозначением уже после того, как они научатся совершать вычислительные действия.
Какой именно методике отдать предпочтение – зависит от родителей и педагогов. Обе концепции показали себя как эффективный инструмент раннего дошкольного развития.
Возможные недостатки математической методики А. Самбурской
Несмотря на то, что система количественной математики по Самбурской учитывает возрастные особенности ребенка и дает довольно продуктивные результаты, некоторым педагогам приходится сталкиваться с определенными трудностями в её реализации. Маленькие дети весьма неусидчивы, их внимание избирательно и непостоянно. Они могут часто отвлекаться, уставать и переключаться на другие темы.
Впрочем, преодолеть подобный недостаток несложно – не следует излишне затягивать занятие, предложить ребенку яркий наглядный материал, а примеры задач и вычислений брать из знакомых и близких им ситуаций.
Методика количественной математики от Алисы Самбурской позволяет успешно сформировать у ребенка первые математические представления и подготовить его к дальнейшему изучению «царицы всех наук» в школе.