Отличия занковских школ от обычных
Активность в познавательной деятельности у детей пробуждается только в том случае, если работа происходит в дружественной доверительной обстановке, где отношения с учителями и сверстниками добрые и спокойные. В школах Занкова учитель сохраняет авторитет и руководящую позицию и одновременно дружит с детьми, общается с ними на равных.
Также в этих школах приветствуется индивидуальный подход к каждому ребенку и учет всех их особенностей во время процесса обучения. Учителя школ Занкова уверены, что ребенок – это такой же человек, только маленький, а значит, относиться к нему нужно так же, как и ко взрослому человеку. Именно поэтому в занковских школах недопустимы оскорбления, грубости и упреки в случае невыполнения задания. В классе всегда царит взаимное уважение и всеобщая заинтересованность в работе.
Еще одним отличием занковских школ от традиционных является то, что учитель старается сформировать у детей самостоятельность и любознательность. Ученики сами усваивают информацию, в то время как учитель направляет их и помогает в том, с чем дети действительно не могут справиться.
Чтобы активизировать детскую деятельность все уроки проводятся в форме дискуссии. Обсуждая материал, дети сами прослеживают причинно-следственные связи, а значит, быстрее и качественнее усваивают новые знания. Во время дискуссии у каждого есть право голоса и если дети в чем-то не согласны с учителем – они могут ему возразить и предложить свое решение. Разумеется, благодаря таким урокам дети не только учатся самостоятельно добывать знания, но и отстаивать свою позицию, выражать свою точку зрения и не бояться совершать ошибки.
Любая активность на уроке поощряется вне зависимости от того, прав ребенок или ошибается. В этом еще одна яркая особенность занковских школ, ведь без страха перед оценками дети гораздо смелее принимают участие в обучении.
Как проходит урок?
Возьмем, к примеру, урок, во время которого дети узнали о словах в русском языке, не имеющих единственного числа. Учитель предложил детям изучить два столбика слов. В первом столбике слова стояли в единственном числе, во втором – во множественном. Во втором столбике так же было слово «ворота», которое дети сами должны были поставить в единственное число. Дети предлагали свои варианты, одним из которых оказалось слово «воротник», однако учитель никак не реагировал на неправильные варианты ответа, а лишь следил за дискуссией в классе. В итоге все вместе дети пришли к выводу, что единственного числа слова «ворота» не существует. После этого учитель познакомил учеников с подобными словами, такими как брюки, ножницы, дрова и так далее. Таким образом, дети вполне самостоятельно пришли к выводу о том, что в русском языке существуют слова, которые невозможно представить в единственной форме числа.
Оценки в школе Занкова
Заинтересовав ребенка новой и сложной для него задачей и дождавшись, пока дети предложат свои ответы, учитель просто использовал ошибку учеников для того, чтобы более понятно подробно объяснить им новый материал. Именно об этом говорил сам Леонид Занков: «Ошибка – находка для учителя». Собственно, именно из-за этого убеждения многие великие педагоги-новаторы, такие как Амонашвили, Сухомлинский, Эльконин и Давыдов отказывались от идеи оценивания детской успешности с помощью баллов или других отметок.
Эта идея постепенно начала проникать и в классическое образование. Например, сейчас российское правительство предлагает провести эксперимент со всеми общеобразовательными школами и на весь учебный год отказаться от отметок.
Вместо баллов Знаков разработал систему качественного оценивания работы ученика. Благодаря этой системе ребенок сам видит свои сильные и слабые стороны, объективно оценивает свои возможности. Родители же благодаря системе Занкова видят процесс развития своего ребёнка, могут следить за динамикой его развития.
Учиться с интересом
Занковские школы не ограничивают процесс обучения только классно-урочной формой. Кроме занятий в кабинетах, дети часто ездят на экскурсии, выставки, концерты и тому подобные мероприятия. Изучение любого нового материала учителя стараются связать с выездом на природу или посещение музея. Кроме этого дети часто занимаются в библиотеке, самостоятельно изучая материал.
Школа Занкова – это не гарант легкой и беззаботной жизни, об этом детям придётся забыть. Но вместо этого такие школы могут предложить ученику яркую, активную и незабываемую программу обучения. Эта система обучения повлияет не только на умственные способности ребенка, но и на его развитие в целом. Разумеется, для наилучшего эффекта ребенку предстоит немало потрудиться, но любое развитие не может существовать без преодоления препятствий и трудностей.
Любые сложности, которые встают перед детьми могут преодолеть либо дети самостоятельно, либо совместными усилиями всего класса, либо с помощью учителя. Но в первую очередь, ученик должен попробовать справиться с задачей самостоятельно. Наблюдая за детьми в школах Занкова, с уверенностью можно сказать, что такие «самостоятельные» уроки не вызывают у детей переутомления и нервного истощения. Как раз наоборот, возможность справляться с трудностями самостоятельно и уверенность в том, что за ошибку его не отругают и не упрекнут, пробуждает в ребенке стремление учиться, развиваться, стремиться к познанию нового.
Благодаря тому, что деятельность детей не ограничивается какими-либо «наказаниями», запретами и негативными оценками, детям интересно учиться, а процесс познания не утомляет их. Побывав в любом классе занковской школы можно наблюдать удивительную картину – дети не хотят уходить на перемену. Такого вы никогда не увидите в традиционных общеобразовательных школах, ведь достигается такой эффект только благодаря системе обучения Занкова.