- Об авторах методики Эльконина-Давыдова
- История развития системы Эльконина-Давыдова
- Цели и задачи системы Эльконина-Давыдова
- Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова
- Как формировать мышление у ребенка по методике Эльконина-Давыдова
- Плюсы и минусы системы Эльконина-Давыдова
- Методика Эльконина-Давыдова видео
Система образования, созданная и апробированная Д. Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, сегодня является популярной и эффективной во многих учебных учреждениях. Особенностью данной прогрессивной системы является формирование у ребенка ряда научных понятий, а также самостоятельности и высокого уровня инициативности. Важно, что знания ученикам подаются не в виде конкретной информации об изучаемых объектах, а как средства их доказательства и открытия. Школьник самостоятельно определяет алгоритм своих действий и способы решения поставленных целей и задач. Обучение проводится в рамках стандартной школьной программы, но на новом качественном уровне.
В результате дети не переутомляются и окружены атмосферой психологического комфорта. Также формируются партнерские взаимоотношения между учеником и педагогом, положительно влияющие на итоги их учебной деятельности.
Дети, обучающиеся по системе Эльконина-Давыдова, способны к самоконтролю и самообразованию. У них складывается особый подход к изучению предмета, они не боятся отстаивать личную точку зрения, умеют самостоятельно мыслить и принимать адекватные решения. Методика Эльконина-Давыдова способна воспитать эмоционально развитую и гармоничную личность.
Об авторах методики Эльконина-Давыдова
Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) – известный доктор психологических наук, профессор, популярный отечественный психолог. Даниил Борисович – один из ярких специалистов детской психологии, автор прогрессивной теории возрастной периодизации психического развития. Эльконин относится к группе советских психологов, составляющих основу выдающейся научной школы под руководством Л. С. Выготского.
Родился автор известной методики в Полтавской губернии, где и получил начальное образование. Затем он продолжил обучение в Ленинградском пединституте им. А. И. Герцена. После завершения обучения некоторое время работал в данном вузе, сотрудничая с Л. С. Выготским. Длительное время Эльконин занимался исследованием проблемы детской игры, работая учителем начальной школы, а также параллельно преподавал для студентов пединститута. Даниил Борисович является автором многих школьных учебников по русскому языку, написанных для детей Крайнего Севера.
Великая Отечественная война прерывает педагогическую деятельность Эльконина и направляет его в ряды действующей армии. Автор методики был награжден медалями и боевыми орденами.
В мирное время Даниил Борисович возобновляет свою педагогическую деятельность. Эльконин плодотворно трудится в Институте психологии АПН РСФСР, является ведущим сотрудником научной лаборатории психологии младших школьников и подростков, где осуществляет экспериментально-исследовательскую деятельность по диагностике психического развития школьников. Через некоторое время педагог был выбран членом-корреспондентом АПН СССР. Эльконин посвятил многие годы педагогической деятельности в Московском университете, а именно кафедре и факультету психологии.
Д. Б. Эльконин является автором большого количества монографий и научных статей, раскрывающих вопросы теории и истории детской психологии, изучающих психологию учебной и игровой деятельности ребенка. Также много времени автор посвятил исследованию развития речи детей и вопросам обучения чтению.
Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998) – выдающийся психолог и педагог, академик и вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор.
Давыдов учился в школе рабочей молодежи и после ее окончания поступил в МГУ на факультет психологии и философии. После завершения данного вуза Василий Васильевич преподает в Институте психологии, тесно сотрудничая с Д. Б. Элькониным и П.Я. Гальпериным, следуя учению Л.С. Выготского.
Свои педагогические работы и научные статьи Давыдов посвящал вопросам развивающего обучения и проблеме возрастных норм развития психики. Собственные теоретические наработки педагог апробировал в московской школе №91, которая была экспериментального типа. Давыдов разработал на основе теоретически-экспериментальных исследованиях авторские программы и специальные пособия по учебным предметам. На сегодняшний день многие учебные заведения России и зарубежья используют пособия Василия Васильевича для изучения предметов в начальной и старшей школе.
Кроме этого, В.В. Давыдов всесторонне исследовал проблемы философии, сотрудничая с прогрессивными педагогами советского времени: Э.В. Ильенковым, А.А. Зиновьевым, Г.П. Щедровицким и т.д. Особое место у Василия Васильевича занимали вопросы мышления, культурно-исторической психологии и прочего. Давыдов часто критиковал официальные педагогические догмы. После издательства авторской книги «Философско-психологические проблемы развития образования» педагога исключили из действующей в то время партии, отстранили от занимаемой должности, а также уволили из экспериментальной школы № 91.
Через некоторое время Давыдова за значимые достижения в области педагогики наградили премией им. Ушинского. Также педагога восстановили в ряды партии и назначили опять на должность директора родного института.
Василий Васильевич Давыдов опубликовал более 250 статей и создал образец прогрессивной школы мышления с развивающим обучением, которая успешно используется в наше время. Также Давыдов является автором теории учебной деятельности и ее диагностики развивающих эффектов, теории различных типов мышления и т.д.
Василий Васильевич Давыдов признан одним из выдающихся теоретиков и практиков современной педагогики, который создал первое общественное движение учителей и организовал Ассоциацию «Развивающее обучение».
История развития системы Эльконина-Давыдова
Система Эльконина-Давыдова известна в педагогической системе более 50 лет.
Еще в далеком 1958 году Эльконин открыл на базе учебного учреждения № 19 экспериментально-исследовательскую лабораторию под названием «Психология младшего школьника».
В 1976 году данное учреждение приняло запрос от Минпросвещения РСФСР, который предполагал разработку содержания совершенно новой начальной системы образования.
В широкую педагогическую практику система Эльконина-Давыдова была введена в 1991 году. Через три года по инициативе В.В. Давыдова была организована Международная ассоциация «Развивающее обучение», объединяющая педагогов единомышленников, специалистов по развивающему обучению и руководителей школ нового типа.
В 1996 году система Эльконина-Давыдова получила статус государственной системы. Теперь данная система стала на один уровень с классической системой образования и системой Л.В. Занкова.
Следует отметить, что педагогов и психологов лаборатории Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова в 1998 году наградили Премией Президента РФ за весомый вклад в развитие педагогической науки. Также создателям курса для начальной школы, под названием «Литература, как предмет эстетического цикла», и педагогам школы № 91экспериментального типа вручили Государственную премию в области педагогики.
Для повышения уровня квалификации педагогов и обеспечения им поддержки в изучение и апробации новой методики был организован в 2000 году институт «Развивающее образование».
На сегодняшний день актуальность и популярность системы Эльконина-Давыдова постоянно возрастает. Ведь основным идейным направлением системы является воспитание и развитие гармоничной, самостоятельной и ответственной личности.
Цели и задачи системы Эльконина-Давыдова
Младшая школа признана главным звеном в системе образования, так как направлена на развития интеллектуальных качеств ребенка, его психических процессов и способностей. Методику Эльконина-Давыдова называют прогрессивной в системе образования, так как она создает благоприятную психолого-педагогическую среду для развития и обучения ребенка. Школьники становятся основными фигурами учебной деятельности, которые постоянно стремятся к саморазвитию и самопознанию.
Для решения актуальных задач и целей педагогики система Эльконина-Давыдова видоизменяет классические формы и методы организации учебного процесса, а также его содержание. Особенно преображается тип взаимодействия между учащимся и преподавателем и особенности их сотрудничества в процессе обучения.
В связи с этим, важно сформировать правильный механизм учебного процесса, позволяющий ребенку ставить задачи и самостоятельно определять методы их решения.
Система Эльконина-Давыдова решает следующие задачи:
- Организовать класс в единое учебное сообщество, деятельность которого направлена на совместное формирование целей и задач, а также нахождения способов и средств их решения в процессе групповой деятельности.
- Внедрить в учебный процесс технологию оценивания без фиксирования конкретных оценок. Данная разработка создает условия для формирования и развития у младшего школьника понятия самооценки и самоконтроля своей деятельности.
- Обозначить у младшего школьника его возрастные периоды, позволяющие сформировывать и применять необходимую для определенного этапа педагогическую методику для увеличения эффективности образовательного процесса.
- Сформировать содержание предметных дисциплин через систему постановки определенных целей и решения учебных задач.
- Перейти на новый тип взаимодействия между педагогом и классом, учителем и учеником, а также между учащимися.
Школьники начальных классов, которые обучались на основе системы Эльконина-Давыдова, достигали следующих положительных результатов:
- высокий уровень активности и познавательного интереса;
- умение активно решать поставленные задачи в группе;
- умение определять объект исследования, выдвигать собственные гипотезы и формировать выводы своей деятельности;
- способность к самоанализу и самооценке своей деятельности;
- умение взаимодействовать с педагогом и другими учениками для решения обозначенных задач и целей.
Таким образом, формируется гармоничная и всесторонне развитая личность с высоким уровнем креативности и самостоятельности.
Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова
Система Эльконина-Давыдова базируется на трех главных принципах:
- Ведущими предметами исследования в процессе обучения являются способы и методы решения задач. С этих позиций осуществляется изучение любой учебной дисциплины. Каждый последующий раздел конкретизируется и дополняется освоенными методами действия.
- Любая учебная деятельность характеризуется предметно-практическим направлением.
- Работа школьника на занятии нацелена на активный поиск средств и способов решения обозначенных задач, при этом неверные суждения ребенка трактуются как «проба мысли», а не ошибка.
Данная система позволяет исключить репродуктивный способ обучения и помогает осуществить переход к деятельностной педагогике, развивающей у ребенка теоретическое мышление.
Особенностью данной авторской методики является то, что учащиеся принимают активное участие в обучающем процессе. В итоге дети преобразуются в маленьких ученых и исследователей, которые сотрудничают со своим научным руководителем – педагогом. При этом учителю отводится на уроке не основная роль, а вспомогательная. Он только направляет и координирует работу учащихся.
Ведущий вид деятельности на уроках – групповой, а преобладающая форма – дискуссии, экспериментально-практическая работа. Система Эльконина-Давыдова организовывает учебную деятельность так, чтобы ребенок смог самостоятельно определить предмет исследования, выдвинуть возможные способы и пути исследования, а также анализировать и критически оценивать собственные предположения и аргументы одноклассников, что способствует формированию и развития объективного, самостоятельного мышления.
Данные виды диалога позволяют детям выдвигать множество собственных вариантов решения поставленной задачи или проблемы. Педагог, в свою очередь, фиксирует самые неординарные варианты и предлагает учащимся доказывать свои гипотезы, а также создает на уроке ситуацию успеха. В конце занятия школьники подводят итоги своей деятельности.
Для того чтобы в процессе обсуждения проблемы принимали активное участие все ученики, рекомендуется разделить класс на мини группы и предложить каждой из них выдвинуть гипотезу или версию решения поставленной задачи.
Следует отметить, что педагог, использующий на уроках систему Эльконина-Давыдова, должен отлично владеть необходимыми методическими приемами, позволяющие раскрыть творческий потенциал ребенка и учитывать ценные мысли ребенка в ходе обсуждения поставленной проблемы.
Можно отметить основные достоинства системы Эльконина-Давыдова для развития и обучения ребенка. В первую очередь школьник учится не запоминать полученную от педагога информацию, а самостоятельно приобретать знания в процессе теоретически-практических исследований предмета или явления. Во-вторых, ребенок учится быстро адаптироваться к меняющимся условиям и легко находит выход из любой возникшей ситуации. В-третьих, дети становятся уверенными в себе и своих возможностях и могут осуществлять самоконтроль, самоанализ собственной деятельности.
Как формировать мышление у ребенка по методике Эльконина-Давыдова
Мышление человека – психическая способность, помогающая решать различные мыслительные задачи. Особенность мыслительной операции заключается в том, что нужно найти верные способы и средства решения поставленных задач. Для этого человек действует по схеме: цель-средство-решение.
У ребенка школьного возраста теоретическое мышление развивается благодаря решению им учебных заданий. Главным показателем формирования логического мышления у учащегося является способность осуществлять предметно-умственные операции. Например, при неправильном решении поставленной задачи школьник останавливается и начинает рассуждать о том, почему он решает задачу именно таким способом. В случае верного решения задачи ученик может искать вспомогательные способы ее решения. Теоретическое мышление постепенно формируется и развивается у школьников, при переходе из одного класса в другой.
Также важными показателями формирования теоретического мышления у ребенка является его умение планировать действия, и выполнять мыслительный анализ: что является на данный момент важным, а что второстепенным действием.
Следовательно, по методике Эльконина-Давыдова для формирования логического мышления у ребенка нужно обращать внимание на уровень развития рефлексии, умение планировать и выполнять анализ поставленных задач.
Плюсы и минусы системы Эльконина-Давыдова
Система Эльконина-Давыдова применяется во многих школах. Данная система обладает рядом преимуществ, в сравнении с традиционным обучением. Рассмотрим некоторые из них более детально.
- Система Эльконина-Давыдова направляет учебную деятельность школьника не на получения хорошей оценки, а на личностный рост и саморазвитие. Ребенок начинает стремиться к новым достижениям и получению актуальных знаний и навыков.
- На уроке большое количество времени посвящается приобретению теоретических знаний и развитию логического мышления.
- Система Эльконина-Давыдова формирует у ребенка творческий потенциал, навыки анализа полученной информации, а также способность мыслить масштабно.
- Дети легко анализируют собственные действия и действия своих одноклассников. Система Эльконина-Давыдова учит ребенка самоанализу, самооценки и самокритике.
- Методика Эльконина-Давыдова оценивает каждое усилие школьника, для этого разработаны специальные шкалы.
- Работа с детьми осуществляется в небольших группах, где проводятся исследование, обсуждение и закрепление учебного материала.
Среди родителей, дети которых развиваются и обучаются по системе Эльконина-Давыдова, было проведено анкетирование. По их мнению, данная система действительно прекрасно развивает и обучает их детей, но существуют и некоторые минусы у популярной методики.
Рассмотрим самые актуальные «страхи» родителей:
- во-первых, многие родители обучались по традиционной системе и им достаточно сложно адаптироваться к новым принципам методики Эльконина-Давыдова;
- во-вторых, родителей пугает безотметочное обучение. Но, следует отметить, что педагог контролирует деятельность учащегося, собирая его творческие работы и определяя уровень успехов в обучении;
- в-третьих, родители боятся очень глубокого уровня преподаваемых учебных дисциплин.
Но, не смотря на все «минусы» данной системы обозначенные родителями, дети легко постигают учебные предметы, быстро адаптируются к новой обстановке, у них развито мышление, внимательность и другие психические процессы. Ребенок также развивается всесторонне и обладает большим творческим потенциалом.
Таким образом, важно родителям будущих первоклассников ознакомиться детально с принципами и спецификой системы Эльконина-Давыдова, а также эмоционально и психологически подготовиться к восприятию данной прогрессивной методики.
Вася | 21 Мая 2017 01:16
Учите детей сами и читать, и писать.
Без всяких дерьмовых «фонетических методов». Сразу печатное слово, лучше научную фантастику и естествознание. Потом можно фентези.
Засуньте куда подальше всякую «классику», а также «фонетику», «морфологию» и прочее дерьмо.
10000 прочитанных грамотных книг на темы, интересные детям (action, фантастика и космос, боевики и приключения, причём для обоих полов) = идеальная грамотность за счёт зрительной памяти.
Потом, в 7-8 классах пусть выучат правила и всякие фонетические разборы (лучше с фоносемантикой и иными психолого-магическими сведениями).
Ну, а к школе готовьте проще — «там от тебя всякие идиоты требуют ерунду, удовлетворяй их, а в кармане клади фигу». Это тоже полезно, учит выдержке и разумной осторожности.
Ответить
Cahbka_v , Уссурийск | 20 Ноября 2017 06:29
Рассуждения умного максималиста! Маяковский тоже в свое время сбрасывал Пушкина с парохода современности, а пришел к пониманию, что весь он оттолкнулся от классических образцов. Сейчас вы идиотами сделаете учителей в школе, а через 30 лет сами станете идиотом для собственного чада, в котором кроме идеальной грамотности, разумной осторожности, научной и художественной базы, неплохо было бы формировать и духовные, и нравственные ценности…
Ответить
Елена , Москва | 29 Марта 2017 11:27
Кошмарная система обучения! Знала бы ее изнутри раньше, отдала бы ребенка в другую школу. От бессилия хочется плакать иногда! Никаких знаний не дает, да и упор на логику и самостоятельность не приносит результатов. Знаний мало на выходе. Берегите своих детей от этой системы обучения.
Ответить
Валерия , Санкт-петербург | 05 Ноября 2016 13:13
Мне очень нужно найти автора статьи! Буду признательна, если вы напишите мне на почту kitty1-@mail.ru
Ответить
Марина , Таганрог | 17 Января 2017 20:53
Надо готовить педагогов по этой программе, потому что как преподают это в школе учителя с традиционной методикой… Смотреть невозможно.Никому не советую эту программу, она рассчитана на детей с повышенной обучаемостью, а таких очень мало.В итоге после 4 лет обучения по этой системе у ребенка какие то обрывки знаний, никаких правил, абсолютная безграмотность, занимаемся по 5 часов в день, результатов ноль.Да и не верьте, когда говорят, что оценки ставить не будут, будут еще как!!! Проклинаю тот день, когда отдала ребенка в школу с этой программой!!!
Ответить
Шугай Сергей Петрович , Москва | 21 Ноября 2018 22:42
Ну всё очень просто. Ребёнок начинает путать всё и вся, система построена так, что домашняя работа делается часами и нет времени ни на спорт ни на искусство. В результате, мы получаем целое поколения покалеченных людей без культуры физического здоровья и малограмотных — готовое стадо рабов для исполнения желаний хозяев…
Ответить