Близкий ребенку человек постоянно говорит на иностранном языке при нем
Если среди ваших друзей есть иностранцы или просто люди, которые хорошо владеют иностранным языком, попросите их всегда говорить при малыше на иностранном. Вне зависимости от возраста, любой человек может легко выучить несколько языков, главное – правильно подобрать метод обучения. Зачастую взрослые убеждены, что ребенок не сможет ничего понять, и в этом совершают большую ошибку. Сегодня существует масса примеров того, как методика Сесиль Лупан работает и приносит неплохие плоды.
Очень важно при изучении другого языка не забывать о родном языке ребенка. Малыш должен четко разграничивать свой язык и иностранный, так как если этой границы не будет, все слова просто смешаются в одну кучу. Поэтому уделяйте время изучению своего языка, говорите на нем, способствуйте тому, чтобы ребенку было интересно изучать его.
Чтобы постепенно приучать малыша к двуязычию, придумывайте игры на двух языках. Например, возьмите малыша за ножку и на родном языке скажите «Это – нога». Другой человек должен повторить это слово на иностранном. Покажите малышу, как интересно и забавно называть одно и то же двумя разными словами.
В том случае, если человек, который будет разговаривать на иностранном языке с вашим малышом, не сможет часто посещать его, можно прибегнуть к помощи аудиозаписей. Человек может сам записать то, что ребенку больше всего нравится, например, сказки, стихи или песенки. Слушая знакомый голос, ребенок будет испытывать те же положительные эмоции, что и при непосредственном общении с этим человеком. Важно, чтобы на записи человек обращался к ребенку так же, как и при непосредственном общении и в целом вел себя так же.
Изучение иностранного языка с учителем
Если у вас поблизости нет никакой иностранной общины, и вы не знаете семью, где хорошо говорили бы на иностранном, можно прибегнуть к другой уловке. Чтобы ребенок быстрее начал говорить на втором языке, пусть его преподаватель притворяется, будто он не понимает родной язык малыша. Тогда ребенку просто придется быстрее осваивать иностранный язык, чтобы общаться с преподавателем.
Если в помещении, где ребенок занимается с преподавателем, находятся другие люди, не понимающие иностранного языка, учитель вполне может продолжать общаться с ребенком на иностранном. При этом он переводит свою речь на язык, понятный гостям. Это нужно для того, чтобы правила игры сохранились. Ребенок будет постоянно слышать речь на изучаемом языке и ее эквивалент на родном языке. Введение в практику изучения языка перевода – очень полезно для более эффективного изучения языка.
Одновременно с изучением разговорного языка, вы можете заняться чтением на иностранном языке.
Если вы сами решили учить ребенка второму языку
Если учить иностранному языку малыша будете вы, то лучше не спешить и для начала остановиться на изучении родного языка.
Ребенку будет гораздо сложнее разграничить два языка, если он будет слышать их от одного и того же человека. Поэтому нужно постепенно приучать малыша различать звучание разных языков. Сначала включайте ему аудиозаписи стихов, сказок, песенок на иностранном языке.
Переход от одного языка к другому должен происходить постепенно и четко выделяться. Переходите ко второму языку только тогда, когда ребенок достаточно привык к родному языку. Стоит четко говорить ребенку о том, что вы начинаете общаться на другом языке.
Первые занятия иностранным языком нужно проводить так: сначала произносите слово на иностранном, а потом демонстрируете ребенку предмет, который обозначается этим словом. Чем веселее будут проходить уроки, тем с большим удовольствием малыш будет заниматься и по-настоящему заинтересуется изучаемым языком.
Начиная с годовалого возраста, вводите в обучение книжки с картинками. В этом возрасте ребенок начинает любить книги, интересоваться ими и зачастую даже имеет любимую книгу. Если ребенок уже достаточно хорошо знает свое любимое произведение на родном языке, можно начинать читать его на иностранном. Перевод истории можно проводить прямо при ребенке. Возьмите знакомую ему книгу и продемонстрируйте «волшебство» – прочитайте ее на втором языке.
Использовать словари можно с двух лет. Разумеется, лучше использовать словари с яркими иллюстрациями на каждой странице. Сначала покажите ребенку изображение изучаемого слова, потом произнесите это слово. После этого попросите ребенка самому найти картинку, на которой изображено нужное слово. Используйте изучаемое слово в разных предложениях, каждый раз выделяя его интонацией. Потом малыш должен сам произнести слово несколько раз. Через некоторое время ребенок научится произносить целые фразы, используя нужное слово.
Необходимо обязательно повторять тот материал, который вы выучили накануне. Если вы читали сказку, прочтите ее еще раз. С помощью словарей вы успешно увеличите активный словарный запас ребенка, он будет более точно использовать иностранные слова.
Если вы достаточно хорошо владеет иностранным языком, можете общаться на нем с ребенком всякий раз, когда остаетесь с ним вдвоем. Четко определите время занятий, так чтобы всей семье это было удобно. Желательно, чтобы каждый день вы имели возможность недолго позаниматься с ребенком. Даже короткие систематические занятия будут приносить ребенку существенную пользу.
Если в младенчестве вы просто включали ребенку аудиокассеты с иностранными песенками, сказками и стихами, то сейчас можно использовать их же для того, чтобы малыш начал быстрее говорить на втором языке. Так как кассеты с детства знакомы ребенку, он без труда вспомнит то, о чем на них рассказывается.
Зачем нужно изучать иностранный язык
Если ребенок не особо протестует против изучения второго языка, но, тем не менее, и особого интереса к занятиям не проявляет, не думайте, что ребенок не склонен к языкам. Практически все дети имеют одинаковые способности, а значит, ваш малыш может знать иностранный язык ничуть не хуже других сверстников. Главное, правильно мотивировать его, объяснить, зачем вообще ему нужно изучать второй язык.
Чтобы ребенок видел практическую необходимость в знании иностранного языка, следует чаще водить его на всяческие мероприятия, где использован этот язык, знакомить с людьми-носителями данного языка. Когда ребенок поймет, что с некоторыми людьми нужно общаться на другом языке, он захочет знать его, чтобы облегчить общение.
Можно встречаться с людьми, говорящими на иностранном языке и общаться с ними в присутствии ребенка только на нем. Тогда ребенок точно почувствует необходимость понимать то, о чем говорят остальные. Демонстрация иностранных фильмов без перевода, так же подхлестнет желание ребенка знать второй язык и стремиться его учить.
Что делать, если вы сами недостаточно хорошо владеете иностранным?
Конечно, вам будет гораздо сложнее достичь высоких результатов, если вы сами не особо хорошо знаете изучаемый язык. Однако нет ничего невозможного, и даже с собственными незначительными знаниями вы можете добиться хороших знаний языка от малыша.
Чаще используйте на занятиях аудиозаписи. Когда малыш подрастет, можно будет объяснить ему, что ваше произношение далеко от оригинала и нужно равняться именно на произношение, звучащее на записи. Если вы не можете найти запись по необходимой вам тематике, попросите своих знакомых, которые лучше владеют языком, сделать запись.
Старайтесь как можно больше расширить и активизировать словарный запас ребенка. Постоянно называйте окружающие предметы иностранными словами, комментируйте все, что вы делаете на иностранном зыке и так далее.