Занятия аэробикой с оздоровительной направленностью проводятся в виде урока. Преимущества урочной формы проведения занятий заключаются в том, что учебный процесс возглавляет квалифицированный инструктор-преподаватель, обеспечивающий решение задач и максимальную продуктивность занятий.
При разработке тренировочных программ прежде всего
нужно определить цели, продумать направленность и подобрать содержание
занятий, на различные по длительности циклы (год, полугодие, квартал,
месяц, ежедневные занятия). Как и в любом виде двигательной активности
в занятиях аэробикой решаются три основных типа педагогических задач
(воспитательные, оздоровительные и образовательные). Объем средств
(содержание и виды движений), используемых в конкретных уроках для решения этих задач, зависит от основной цели занятий и контингента
занимающихся.
Для деятельности тренера (инструктора) характерны два типа конструирования
программ и проведения уроков аэробики – свободный (фристайл) и структурный
(хореографический).
В свободном методе конструирование программ происходит во время проведения урока, при этом подбор упражнений происходит спонтанно, широко используется импровизация в движениях и комбинациях простейших шагов, повторяющихся во время определенного танцевального фрагмента. При применении фристайла музыкальное сопровождение, содержание упражнений и частей урока, а также методов обучения и проведения упражнений, используемых в каждом последующем уроке, могут различаться.
В структурном методе конструирование программ осуществляется заранее, при этом используются специально подготовленные музыкальные фонограммы и разработанные хореографические комбинации, состоящие из сочетаний различных аэробных шагов, повторяющиеся в соединении упражнений в определенном порядке, с заданной частотой, количеством движений и в точном соответствии с музыкальным сопровождением. Такие стандартизированные программы повторяются в течение определенного цикла занятий, достаточного для решения конкретных При определении преимуществ одного метода составления программ перед другим специалисты расходятся во мнении. Некоторые тренеры считают, что спонтанность фристайла, предопределяет выбор для урока наиболее простых движений, что приводит к его однообразию, монотонии. Кроме того занимающиеся находятся в постоянном ожидании следующего незнакомого упражнения и выполняют задаваемые тренером варианты движений, а не уже известную их последовательность, что снижает эффективность такого действия. Как считает Лорна Френсис (1992г.), данный вариант урока не требует специальной подготовки инструктора и более характерен для начинающих специалистов. Но так же существует и другое мнение о целесообразности использования свободного метода конструирования оздоровительных программ и проведения урока аэробики. Элемент неожиданности, характерный для фристайла, является привлекательным для хорошо физически подготовленных занимающихся с высоким уровнем координации. А введение творческого компонента в урок с применением импровизации на заданную двигательную тему требует высокого уровня квалификации, музыкальной и двигательной подготовки инструктора.
И все же занятия проводимые на основе структурной программы,
могут быть более сложными и эффективными для занимающихся разных целевых
групп. Преимуществом этого подхода является то, что после разучивания
упражнений занимающиеся более уверенно выполняют танцевальные комбинации
в различных сочетаниях. Этот вариант проведения занятий привлекателен
для многих занимающихся, т.к. они получают возможность оценить свои
достижения и повысить уровень тренированности.
Разработка и проведение структурной программы требует более углубленной
предварительной подготовки инструктора, который должен подобрать музыку
с определенным числом ритмических ударов в минуту, записать фонограмму
для всей программы без перерывов в звучании музыки, подобрать и распределить
в уроке различные упражнения и соединения, разучить программу и уметь
обучать занимающихся, управлять нагрузкой в последующих занятиях и т.д.
Несмотря на разные подходы к составлению оздоровительных программ,
все специалисты признают необходимость учета физиологических изменений
в организме людей, происходящих во время занятия. Общепризнанной является
урочная форма, в которой выделяют три части: подготовительную, основную
и заключительную.
В каждой из частей урока аэробики можно выделить некоторые характерные
для данного направления оздоровительных занятий фрагменты, позволяющие
решать определенные частные задачи.
В подготовительной части урока используются
упражнения, обеспечивающие:
1. Постепенное повышение частоты сердечных сокращений.
2. Увеличение температуры тела.
3. Подготовку опорно-двигательного аппарата к последующей нагрузке
и усиление притока крови к мышцам
4. Увеличение подвижности в суставах.
В основной части урока необходимо добиться:
1. Увеличения частоты сердечных сокращений до уровня «целевой
зоны»
2. Повышения функциональных возможностей разных систем организма (сердечно-сосудистой,
дыхательной, мышечной).
3. Повышения расхода калорий при выполнении специальных упражнений.
В заключительной части урока используются упражнения,
позволяющие:
1. Постепенно снизить обменные процессы в организме.
2. Понизить частоту сердечных сокращений до уровня близкого к исходному.
Рассмотрим наиболее типичную схему урока оздоровительной аэробики.
Общая структура урока аэробики:
часть урока | направленность | содержание раздела | основные упражнения | инструкции |
подготовительная | разминка 5–10 минут | 1. локальные (изолированные) движения частями тела | повороты головы, наклоны, круговые движения плечами, выставление ноги на носок, движения стопой | темп движения от низкого до среднего, небольшая амплитуда движений |
2. совмещенные движения для обширных мышечных групп | полуприседы, выпады, движения туловищем, варианты шагов на месте и с перемещениями в сочетании с движениями руками | упражнения на координацию и усиление кровотока выполнять с среднем темпе с увеличением амплитуды | ||
3. Упражнения на гибкость | растягивание мышц голени («стретч»), передней и задней поверхности бедра, поясницы | выполнять в медленном и среднем темпе в положении стоя, с опорой руками о бедра | ||
основная | аэробная 20–40 минут | 1. аэробная разминка 3–10 минут | базовые элементы и усложнение движений, варианты ходьбы с движениями руками | разучивание танцевальных соединений в среднем темпе на месте и в передвижении |
2. «аэробный пик» 15–20 минут | танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки в сочетании с движениями рук | выполнение «блоков» упражнений на месте и с перемещениями в разных направлениях, увеличение нагрузки за счет координационной сложности, амплитуды и интенсивности движений | ||
3. аэробная «заминка» 2–3 минуты | базовые элементы, варианты ходьбы с уменьшающейся амплитудой движений рук | уменьшение амплитуды перемещений, темпа движений | ||
снижение нагрузки «первая заминка» до 2 минут | 1. упражнения для всего тела | амплитудные движения руками, сгибания и разгибания туловища с опорой руками о бедра | движения выполняются в стойке ноги врозь, выпаде и полуприседе, сочетаются с дыханием, темп движений замедляется | |
упражнения на силу «калистеника» 5–10 минут | 1. упражнения для мышц туловища | в положении лежа упражнения на силу и силовую выносливость мышц брюшного пресса и спины | выполнять от одной до трех серий по 10–16 повторений. Методы выполнения упражнений и длительность пауз между сериями зависят от уровня подготовленности занимающихся. Можно использовать упражнения с утяжелителями, амортизаторами, на тренажерах | |
2. упражнения для мышц бедра | в положениях лежа упражнения на силовую выносливость приводящих и отводящих мышц бедра | |||
3. упражнения для мышц рук и плечевого пояса | варианты сгибания и разгибания рук в различных исходных положениях | |||
заключительная | снижение нагрузки «вторая заминка» 2–5 минут | 1. упражнения на гибкость («глубокий стретч»), общая заминка | растягивание мышц передней, задней и внутренней поверхностей бедра, голеней, мышц груди, рук и плечевого пояса | в разных исходных положениях, медленно, с фиксацией поз и последующим расслаблением |
Представленная общая структура урока аэробики может иметь разные варианты в содержании и длительности как отдельных фрагментов, так и всего занятия. В отдельных типах уроков может отсутствовать силовая серия упражнений и за счет нее удлиняться аэробная часть. Для начинающих заниматься рекомендуют удлинять калистенику, при этом уменьшая аэробную часть урока.
Рассмотрим примеры вариантов построения занятия разной целевой направленности, предложенные Андресян К.Б. (1996 год). Автор выделяет следующие типы уроков:
тип урока | части урока | длительность (мин) | планируемая частота сердечных сокращений (ударов в минуту) |
обучающий | урок: разминка стретчинг аэробная заминка | 30–40 2–5 3–4 12–25 2–5 | 110–150 90–120 110–90 130–150 90–100 |
силовой | урок: разминка стретчинг калистеника заминка | 35–40 2–5 3–4 15–20 2–5 | 110–150 90–120 100–150 90–130 80–90 |
ударный | урок: разминка стретчинг аэробная «пиковая» аэробная заминка | 30–40 2–5 3–4 10–15 10–15 2–5 | 150–190 90–120 110–90 130–150 160–200 до 110 |
танцевально – разогревающий | урок: разминка танцевальная заминка | 15–20 2–5 7–12 2–5 | до 110 90–120 140–180 до 110 |
Подобная классификация уроков и уточнение их содержания предложены как вариант спортивно-прикладной подготовки.
Само по себе наличие у тренера программы занятия еще не гарантирует достижение занимающимися оздоровительного эффекта. Существенное значение имеют знания и умения тренера. Уровень его профессиональной подготовки проявляется и в умении планировать обучение, регулировать физическую нагрузку как в каждом отдельном занятии, так и в системе длительных занятий. В оздоровительной работе широко используются групповые (рекомендуется комплектовать группы с учетом возраста и уровня подготовленности занимающихся) и индивидуальные занятия аэробикой (персональный тренинг под руководством тренера или самостоятельные занятия).
Деятельность занимающихся на уроках аэробики может быть организована фронтальным (все занимающиеся одновременно выполняют упражнения), индивидуальным (самостоятельное выполнение задания под руководством тренера) или круговым способом (выполнение упражнений на «станциях» с различной целевой направленностью в составе небольшой группы). В последнее время широкое распространение получили разные авторские программы силовой круговой и танцевальной круговой аэробики
При постоянных занятиях оздоровительной аэробикой и использовании заранее разработанных стандартных программ можно придерживаться
следующих рекомендаций по продолжительности их изучения, базирующихся
на учете адаптации организма занимающихся к нагрузке:
1. Одну (две) недели выполнять стандартную нагрузку, разучивать танцевальные
соединения и совершенствовать технику движений.
2. Одну (две) недели повышать нагрузку за счет увеличения продолжительности
урока (на 10%). В стандартной программе увеличить количество повторений
разных «блоков» упражнений.
3. Две (четыре) недели продолжить повышение нагрузки, увеличив длительность
урока еще на 10% или увеличив интенсивность упражнений.
Для регулирования нагрузки могут быть использованы
разные методические приемы, в том числе и так называемый «периодичный»
и «продолжительный тренинг».
«Периодичный тренинг» в аэробной части урока может
рекомендоваться только для людей молодежного возраста с высоким уровнем
подготовленности. Суть этого метода заключается в чередовании упражнений
с высоким уровнем нагрузки (увеличивающей ЧСС (пульс) до 80–100% от максимально допустимой), такой режим нагрузки рекомендуется выполнять
в течение коротких промежутков времени – от 10 секунд до 5 минут.
После этого включают в программу упражнения с небольшой нагрузкой
и активным отдыхом. Соотношение времени для первого и второго типов
нагрузки может быть различным – 1/2 или 1/3 (эти данные требуют серьезного
научного обоснования).
«Продолжительный тренинг» в аэробной части урока
более приемлем для начинающих заниматься аэробикой, а также людей
со средним и низким уровнем подготовленности. Занимающимся предлагается
оптимальная нагрузка, с постоянной интенсивностью выполнения упражнений
на протяжении достаточно длительного времени – от 15 до 40 минут.
Плановый сдвиг частоты сердечных сокращений должен поддерживаться
на уровне от 60 до 75% от максимально допустимых возможностей организма.