Давайте поговорим о повседневной одежде для тех, кто ходит на работу.
Согласитесь: каждая наука имеет свои границы. Когда эксперту по этикету задают вопросы «Идет ли мне эта блузочка?» или «Что модно в этом сезоне?», то он отправляет интересующихся к профессиональным стилистам. Или советует перелистать модный журнал. Ведь задача стилистов сформировать правильный визуальный образ с точки зрения индивидуального вкуса и стиля, а у эксперта по этикету она совсем другая: дать «жесткие границы одежды» в рамках хорошего тона. Хотите держитесь в пределах этикета, не хотите сознательно выходите за их пределы, как это делают большинство кино- и поп-звезд. Но знать главные признаки хорошо одетого с точки зрения этикета человека надо всем.
Ты шикарно выглядишь!
Чтобы заслужить столь ценный комплимент, совершенно не обязательно только что выйти из модного бутика. Есть семь принципов, которые воспитанный человек никогда не нарушит.
Если ваш наряд соответствует:
1) сезону (зимнюю одежду не носим ни летом, ни осенью-весной, а летнюю, напротив, не надеваем в Новый год),
2) времени суток (утром и днем одеваемся иначе, чем вечером),
3) характеру мероприятия (на работу одна одежда, на дачу и тусовки другая),
4) вашему возрасту (просто будьте объективными),
5) вашему размеру (уважаем любой),
6) одежда сшита из качественной ткани,
7) и она находится в чистейшем состоянии,
то вы заслуживаете самые искренние комплименты.
Заметьте, что я умышленно избегаю понятия «модная одежда». С модой, как с душистыми приправами в кулинарии, этикет советует обходиться деликатно: вполне достаточно актуальной расцветки ткани или пары аксессуаров, и тогда элементы моды только подчеркнут ваши хорошие (смотрите семь принципов) манеры.
В чём пойти на работу
Во всем мире единственной одеждой для работы (что для мужчин, что для женщин) является костюм. Это уникальная позиция этикета, у которой нет национальных особенностей. Для дам еще разрешены платья только строгого покроя и обязательно однотонные, хотя (этикет разумен) в неимоверную жару возможны легкие платья с рисунком. Но как только температура опустится до +25, это значит, что настала нормальная погода, а потому опять костюм, но из легкой ткани.
Надо ли перечислять, в чем нельзя ходить на работу? Надо: в комплекте юбка+джемпер, брюки+свитер, джинсы+майка, джинсовая юбка+топик, кожаные наряды... Это все одежда либо для путешествий, либо для дачи, либо для похода на рынок, или для воскресной прогулки, или для ночного клуба.
Хочу дать совет: раскройте свой платяной шкаф и разделите вешалки по группам (здесь одежда для уик-энда, здесь для неофициального визита в гости, это для стадиона, в этом пойду тусоваться ночью и так далее в зависимости от вашего образа жизни). Посмотрите, сколько места в вашем гардеробе занимает одежда для работы, то есть строгие костюмы и пара платьев? Вот-вот, маловато. Обычная картина! Зато теперь вы точно знаете, чего в вашем гардеробе явно не хватает.
Единственное исключение, касающееся деловой одежды, делается для лиц творческих профессий. Это естественно. Ведь, к примеру, нелепо будет смотреться фотокорреспондент при костюме и галстуке, который ради уникального кадра карабкается на фонарный столб. А как вам понравится художница, рисующая деревенский пейзаж в деловом костюме?
Однако для всех творческих гениев правила таковы: пока ваяете свой шедевр (картину, фотографию, книгу, песню или статью) одевайтесь как угодно, хоть в пляжную одежду посреди января. Но контактировать с заказчиком или покупателем следует в деловой одежде, то есть опять же в костюме. Максимум, что позволено творческим мужчинам, это галстук «эскот» (шейный платок). Пиджак, даже с джинсами, все равно обязателен. Творческим дамам деловой этикет позволяет носить вместо пиджаков накидки или быть в трикотажных костюмах. Если вам в принципе противна мысль одеться по-деловому, пришлите на переговоры вместо себя своего идеально одетого импресарио.
Законы жанра для деловых дам и господ
1. Два дня подряд в одном и том же приходить нельзя. Если тот же костюм, то другая блузка (у мужчин другой галстук и, само собой, свежая рубашка). Иначе это будет выглядеть так, что вы либо не ночуете дома, либо не стираете свою одежду. И то и другое крайне дурной тон.
2. На работе дама никогда не снимает пиджак. Мужчина может его снять при двух условиях: он находится за своим рабочим столом и спросил разрешения у женщин-коллег. Если мужчину, сидящего без пиджака, вызвали в соседний кабинет, надо пиджак надеть.
3. Мужской рубашке отдельное внимание. Англичане называют воротничок рубашки с галстуком «главной зоной стиля». Здесь речь идет об идеальном состоянии воротничка. Даже если рубашка постирана и выглажена, но воротничок и манжеты выглядят «так себе», то этой рубашке на вас не место. Дамские блузки точно так же «отслеживаем» по манжетам и воротничку.
4. Мужской галстук должен на два сантиметра прикрывать ремень брюк.
5. Дурной тон носить галстук светлее рубашки.
6. Нижняя пуговица на мужском пиджаке не застегивается никогда. Женский пиджак при любых обстоятельствах застегнут полностью,
7. Цвет ремня на мужских брюках должен совпадать с цветом ботинок.
8. Мужская деловая обувь в 90% случаев черная. Коричневую обувь джентльмен может позволить себе только летом со светлыми костюмами или на загородной прогулке.
9. С носками так: с черной обувью носки тоже черные. С коричневыми ботинками цвет носков равняется цвету галстука. Не брюк, как многие ошибочно считают, а именно галстука! Но поскольку со светлыми костюмами и коричневыми ботинками ничего, кроме светло-серых галстуков и надеть-то на мужа невозможно, то в этом случае носки тоже покупаются серого цвета. Хотя как сказать! Если он задумает при светлом костюме нарядиться в синий или малиновый галстук, то носки хотите не хотите придется искать синие или малиновые.
10. Еще про носки: если на мужских носках обнаружилась хоть малейшая дырочка, то их носить больше нельзя. То же самое этикет говорит о чулках и колготках.
11. Цвет пряжки мужского ремня должен соответствовать цвету часового браслета.
12. Цвет металлических частей дамской сумочки должен совпадать по тону (золото или серебро) с украшениями. Одновременно золотые и серебряные украшения надевать нельзя. Белое золото с желтым, красным и зеленым золотом пожалуйста. Страстным любительницам серебра этикет вполне позволяет его носить, но я напомню лишь одно правило старых времен: не следует серебро носить, потому что с него надо есть.
13. Дурной тон надевать при всех обстоятельствах одни и те же часы. С часами ситуация такая же, как с одеждой: есть офисные (деловые), есть спортивные, есть для дачи или путешествий, а есть часы для приемов. Я знаю, что большинству бизнесменов пока трудно понять и тем более привыкнуть к этому требованию хороших манер, но ведь еще десять лет назад мало кто из нас разбирался в иностранных автомобилях или электронике. А нынче даже сельский школьник знает в этом толк. С часами так же пройдет еще немного времени, и мы на себе почувствуем неуместность одних и тех же часов «на все случаи жизни».
14. Чистый тканевый носовой платок и у дам (в сумочке, батистовый, надушенный), и у джентльменов (в кармане брюк) обязательный элемент гардероба. Бумажные платочки уместны только во время простуды.
15. Куртка, даже самая дорогая, не относится к разряду деловой одежды. Ее надевают только на уик-энды и на дачи.
16. Пальто: чем длиннее, тем респектабельнее. У мужчин длина пальто ниже колен, у дам или ниже колен, или до щиколотки.
17. Когда носят перчатки, то надо надевать головной убор. Тот, кто ходит в перчатках с непокрытой головой (в нашем климате я, признаюсь, тоже так иногда делаю), сознательно нарушает этикет.
18. Сменная обувь на работе это очень хороший тон. Я знаю множество примеров, когда требование носить зимой в офисе туфли являлось пунктом служебного контракта. Дамам следует помнить, что босоножки как жанр на работе всегда неуместны (даже в жару у обуви могут быть открыты либо пятка, либо носок). Шлепанцы, сабо и тапочки приберегите для пляжа и дачи.
19. Ни при каких обстоятельствах деловая дама не обнажает ни ноги (мини-юбка или просто голые), ни руки (сарафаны и платья без рукавов).