В большинстве случаев конфликты в молодой семье походят на войну остроконечников с тупоконечниками из сатирической сказки Свифта. Там, если помните, непримиримое противоречие возникло по поводу того, с какого конца следует разбивать: яйцо с тупого или с острого. Причина вроде бы пустяковая, но последствия имела самые что ни на есть разрушительные.
Свадебная корзина, еще вчера полная благоухающих роз и нежных лилий, получает новое применение – в ней теперь хранятся овощи. Он с удивлением обнаруживает, что постель – не единственный алтарь в храме любви. Есть еще кухонный стол, стиральная машина и пресловутая тумбочка – та самая, в которой должны лежать деньги. Она в свою очередь делает открытие: он, имеет гадкую привычку запихивать под диван грязные носки. Бог мой, какие это пустяки в сравнении с любовью! Но... из искры возгорится пламя. И вовсе не факт, что эти двое согласно бросятся его тушить. Возможно, они примутся спорить, что лучше использовать для этой цели: песок, воду или все-таки огнетушитель. И неизбежно окажутся на пепелище.
Как гласит фольклорная мудрость, «милые бранятся – только тешатся». Однако мы бы не советовали безоглядно доверять поговоркам, В жизни есть немало примеров тому, когда ссорящиеся супруги в конце концов впадали в глубочайшую депрессию в буквальном смысле из-за выеденного яйца. Он считал, что надо варить всмятку, потому как меньше холестерина. Она – что вкрутую, потому что меньше опасность заразиться сальмонеллезом. Казалось бы, чего проще – варить каждому так, как ему нравится. Нет. Каждый из них, желая добра другому, наносил ему такой вред, с каким не сравнится никакое количество холестерина. А надо-то всего ничего: понять ничтожность самой проблемы. Потому что осознать ее – значит, почти решить. Можно считать мужа крохобором за то, что он оставшийся обмылочек приклеивает к новому куску. А оказывается, что так было заведено в его семье и он делает это машинально. Сама постановка вопроса «жлоб он или нет?» на основании этого проклятого обмылка абсурдна. И вообще, почему мы так уверены в том, что отучить другого от раздражающих нас привычек легче, чем самому не раздражаться?
Другое дело, если в противоречие вступают критерии основных ценностей. Скажем, для жены трагедия, если кошка раздерет обивку на кресле, а муж жить не может без животных. Если отсутствие кошки в доме подразумевает в его глазах вселенскую тоску, значит, ей надо либо понять, что вещи -это не более чем вещи, либо искать другого мужчину. Если границы допустимого в семейной жизни расширяются по мере притирания друг к другу, то границы недопустимого незыблемы, как библейские заповеди. Но в отличие от заповедей господних в сотворении семейных каждый человек – сам себе Создатель. Хотя есть и вечные истины – наподобие той, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Самое опасное – это перепутать готовность идти навстречу с ломкой собственной личности. Тут никаких уступок!
Выпей касторки, любимый
Вряд ли кому-нибудь придет в голову кормить здорового человека касторкой, чтобы тот не занедужил животом. Однако многие молодые супруги выстраивают взаимоотношения именно по такому принципу. Женские рассуждения: «Мой отец тиранил мою мать, но я ничего подобного не допущу». В целях устрашения возможного противника она дает пару-тройку предупредительных залпов. У ее мужа свое видение. Он помнит как, наоборот, его маменька вечно орала на папеньку. Сейчас он замечает, что жена вдруг стала демонстрировать гонор. Чтобы показать, кто в доме хозяин, начинает на нее покрикивать. «Ну вот, я так и знала – ты тиран!»– заключает она. Круг замыкается. А началось-то все с того, что она не захотела, чтобы с ней обращались, как с ее матерью. При этом она отождествляла себя с жертвой, в то время как, возможно, характером пошла в папашу.