Наши чада сосут пальцы, грызут ногти, ковыряют в носу и говорят скверные слова. «Сколько раз тебе говорить, что так делать нельзя!» – кипятимся мы. Взрослым часто кажется, что маленький человечек делает все это им назло, И мало кто задумывается, что за таким поведением ребенка может скрываться очень сложный, подчас неразрешимый внутренний конфликт.
Родительская инквизиция
Привычки ребенка грызть ногти, ковырять ранки, сосать палец производят неприятное впечатление на окружающих. Естественно, желание родителей -бороться с такими неэстетичными проявлениями любыми методами. Окрики и одергивания действуют не всегда. И порой «творческой» фантазии родителей может позавидовать любой инквизитор Они намазывают детские пальчики горчицей, срезают ногти «до мяса», мажут болячки так, чтобы сильно щипало. Иногда таким способом удается одержать победу, но только на локальном направлении.
Ребенок, к примеру, перестает сосать палец. Но «бес» тут же находит себе новое поле деятельности, и вволю наевшийся горчицы малыш начинает выдергивать на себе волосы или без конца теребить мочку уха.
В связи с этим каждый взрослый должен знать, что подобные «привычки» являются следствием проявления неврозов. Сосание пальца, потирания, почесывания и прочее – не что иное, как компенсаторные механизмы, с помощью которых ребенок пытается погасить свою тревожность, утолить недостаток внимания со стороны взрослых или же преодолеть свой страх. Плохие привычки словно сигналят родителям: «С ребенком что-то не так, У него серьезные проблемы!» В этом случае любые строгие меры еще в большей степени провоцируют развитие болезни. Ведь невроз – это болезнь.
Конечно, было бы хорошо, если бы ребенок избавился от вредных привычек сам. Однако это практически невозможно, и поэтому родителям придется запастись терпением и намять бороться с первопричиной, а не со следствием.
Отделите «мух» от «котлет»!
Еще родителям необходимо четко отличать навязчивые действия, мешающие нормальному развитию ребенка, от вполне допустимых странностей и мелких привычек, которые, в общем-то, есть у каждого.
Допустим, кто-то не может делать уроки, если письменные принадлежности на столе не разложены в определенном порядке. Кто-то собирает в карманах или рюкзаке разные камешки, а кто-то не может заснуть без любимой мягкой игрушки, Это если и не совсем нормально, го вполне терпимо, поскольку окружающим вреда не приносит.
Кстати, для некоторых профессий именно склонность постоянно анализировать свои действия и быть точным в мелочах – вершина мастерства. А те же медики? Те из них, кого называют самыми хорошими клиницистами, в детстве отличались весьма умеренной тревожностью-мнительностью.
Так что, возможно, некоторые легкие навязчивости – это не такое уж и плохое явление, как может показаться на первый взгляд. Насторожиться следует, если вы вдруг замечаете, что навязчивые действия ребенок прекратить не в силах. Тогда его стоит отвести к психотерапевту.
Недетское удовольствие
Бывают случаи, когда «этим» занимаются даже пяти-шестимесячные младенцы. Детская мастурбация всегда вызывает самое сильное негодование взрослых. Но не нужно быть уж такими суровыми. Это отнюдь не свидетельствует об испорченности ребенка. Недаром в интернатах младенческая мастурбация носит массовый характер. Таким образом дети, испытывающие дефицит родительского тепла, заменяют себе телесный контакт с мамой.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Почаще берите ребенка на руки, играйте с ним, делайте ему массаж. Малышу необходимы ваши прикосновения!
Второй причиной мастурбации может быть расстройство нервной системы. В любом случае расскажите об этом педиатру или невропатологу. Самое главное – никогда не ругайте за это малыша.
Буян в распашонке
Вредными привычками у грудничков считаются:
– продолжительное сосание пустышки во время бодрствования и сна;
– сосание языка;
– сосание пальца;
– сосание предметов;
– прикусывание и сосание нижней губы;
-дыхание через рот;
– несмыкание губ, положение языка между зубами.
Эти вредные привычки не только неэстетичны. Они препятствуют правильному росту и развитию челюстей, формируют зубочелюстные аномалии, приводят к частым простудным заболеваниям.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Не допускайте того, чтобы ребенок сосал пустышку или пальцы перед сном. Излишне эмоциональному ребенку можно дать пустышку перед засыпанием, но после того как он уснет, ее следует осторожно вынуть изо рта. Нельзя, чтобы ребенок гулял на улице или спал с соской во рту. Не позволяйте ему сосать пальцы или различные предметы (если только у него не режутся зубы). Отстраняйте руку малыша ото рта, отвлекайте его интересными и приятными занятиями. Можно также надевать распашонки с зашитыми рукавами.
Хороший ли вы воспитатель?
Вам надо найти наилучший, на ваш взгляд, выход в пяти различных ситуациях.
1. Некто, кого вы не знаете, подходит к вам и вашему трехлетнему ребенку и, делая вам комплимент – «как симпатичен ваш малыш», протягивает руку, чтобы его коснуться. Что вы делаете?
a. Громко кричите: «Убирайтесь от моего ребенка немедленно!»
b. Ничего не говорите.
c. Говорите: «Я знаю, вы не хотите обидеть ребенка, но, пожалуйста, не трогайте его».
2. Ваша семилетняя дочь хочет поиграть во дворе одна. Что вы делаете?
a. Позволяете девочке поиграть одной.
b. Позволяете ей поиграть с подругой до тех пор, пока обе следуют правилам безопасности.
c. Позволяете ей поиграть во дворе, присматривая за ней.
3. Ваша няня только что сообщила, что не сможет прийти, а вам необходимо уйти на важную встречу. Ваш десятилетний сын предложил присмотреть за младшими братишками. Что вы делаете?
a. Позовете взрослого приятеля прийти и выручить вас.
b. Говорите вашему старшему сыну, что он еще слишком мал, и срочно подыскиваете другую няню.
c. Позволяете вашему сыну присмотреть за малышами.
4. Ваш восьмилетний ребенок сильно нервничает, потому что ему предстоит переночевать в доме родственников. Что вы делаете?
a. Просите его рассказать вам, что его беспокоит, и если он не может этого сделать, стараетесь убедить его, что он прекрасно проведет там время.
b. Отменяете ночевку на основании реакции ребенка.
c. Если обычно ночевка у родственников ребенка не беспокоит, вы, уважая его чувства, разрешаете ему самому выбрать – идти или нет.
5. Ваша одиннадцатилетняя дочь хочет сходить в ближайший магазин с подругой. Что вы делаете?
a. Позволяете ей идти, потому что хотите, чтобы она знала, что вы ей доверяете и полагаетесь на ее правильное решение.
b. Говорите ей, что она слишком молода, чтобы ходить в магазин без взрослых.
c. Основываете ваше решение на том, как она справлялась с подобными прогулками раньше, насколько хорошо обе подруги ведут себя, находясь под присмотром, и насколько безопасна дорога до магазина.
Если вы выбрали один или более из ответов 1Ь, 2а, Зс, 4а, 5а, обратите внимание на следующее:
* по-видимому, вы ожидаете от своего ребенка слишком многого и слишком рано;
* позволяете вашему ребенку испытывать новые ощущения без достаточной подготовки;
* уступаете, потому что ребенок манипулирует вами или оспаривает ваши полномочия;
* игнорируете чувства ребенка в пользу собственных интересов.
Если вы выбрали один или более из ответов 1а, 2с, 3b, 4b, 5b, обратите внимание на то, что вы:
* ожидаете от вашего ребенка слишком мало, даже когда он проявляет интерес к большей ответственности;
* говорите ребенку, почему он все равно нуждается в защите, даже если он доказывает свою способность действовать ответственно;
* устанавливаете слишком жесткие рамки поведения на основе ваших опасений.
Лучшие ответы: 1с, 2b, За, 4с, 5с.
Источник: (C) Янтарный караван (Калининград), N002 от 11/01/2005