Психологам хорошо известно,насколько слепа порой бывает родительская любовь. Оказываясь в плену собственного тщеславия и с поразительным упорством закрывая глаза на очевидное, мы нередко, сами того не желая, делаем детей несчастными, невротичными, закомплексованными или, напротив,просто невоспитанными.
«Он такой умница!»
Толе скоро 8 лет. «Кто бы мог подумать, что у нас с ним возникнет столько проблем?» – искренне недоумевает мама Толи. На самом деле подумать мог каждый, кто проводил с Толиком хотя бы пару часов. «Никогда не забудет поделиться», – умилялась мама, когда, отломив сестре маленькую дольку шоколадки, Толик быстро запихивал в рот всю оставшуюся плитку. «Смотри какой целеустремленный» – когда,не обращая внимания на гостей, Толик визжал на одной ноте: «Пойдем читать книжку, пойдем сейчас же читать книжку, мам, пойдем читать книжку...» «Характе- ром – весь в папу», – говорила мама с гордостью, когда Толик совершенно игнорировал ее замечания. Теперь мама жалуется на неспособность ребенка контактировать с одноклассниками, нежелание учиться, конфликты с учителями, частые истерики, нервные срывы и др.
«Никакого из нее толка...»
Существует и другая форма слепой любви: когда родители, переоценивая возможности и способности ребенка, становятся сверхтребовательны и критичны. Эгоистичное желание родителей доказать себе и всем окружающим, что их ребенок необычайно талантлив, может обернуться для самого малыша необратимым комплексом неполно- ценности, парализовать волю, понизить уровень стремлений. 6-летнюю Катюшу привели на консультацию к детскому психологу с жалобой: не желает заниматься, готовиться к школе. Девочка была весела и раскованна, пока речь шла о ее успехах на занятиях гимнастикой. Однако услышав просьбу нарисовать деревце, она сжалась, начала теребить в руках карандаш, не решаясь провести линию на бумаге. И постоянно оглядывалась на родителей. Мама заметно раздражалась, папа недоволь- но произнес: «Я говорил, никакого толка не будет. Пустая трата времени». В этой сфере девочка не оправдывала ожиданий родителей, и, вместо того чтобы помочь дочери, они усугубляли ситуацию резкими комментариями и вздохами разочарования. Ощущая психический дискомфорт, Катя стала избегать ситуаций, где требовалось применение умственного потенциала.
Каждый родитель считает, что знает свое чадо лучше всех. Но задумайтесь – не видите ли вы то, что хотите увидеть? Приглядитесь, как на вашего ребенка реагируют окружающие, сверстники, что говорят учителя и воспитатели.