В советское время сложился стойкий стереотип по отношению к учащимся. В восприятии большинства типичный студент или учащийся техникума – это молодой человек, недавно закончивший среднюю школу.
Давайте мысленно представим себе типичного студента. Кого же мы увидим, девятнадцатилетнего или сорокалетнего человека? – ответ напрашивается сам собой. В то же время, в большинстве развитых стран ситуация несколько иная, система образования дает возможность человеку учится всю жизнь.
По имеющимся данным, в США колледжи посещают почти 1,5 миллиона женщин и свыше 700 тысяч мужчин старше 35 лет; С 1980 по 1988 год число одних только женщин-студенток в возрасте от 35 лет увеличилось до 81 %. В то время как доля представителей этой возрастной группы среди студенчества заметно возросла, процент типичных студентов колледжей — юношей и девушек в возрасте от 18 до 22 лет — по сравнению с 1980 годом понизился (U.S. Bureau of the Census, 1990).
Подобная ситуация характерна и для постсоветской России. С переходом экономики на рыночные принципы, появилось много специальностей, которых в нашем обществе, где до начала девяностых годов просто не существовало. В то же время следует отметить, что ситуация в корне меняется. Если для начала девяностых годов ХХ века наиболее востребованным было направление кардинального переобучения, особенно в больших городах, поскольку резко изменялась структура рынка труда. То в начале этого века ситуация стабилизировалась и приблизилась к той, что наблюдается в развитых странах. Главной задачей для специалиста является задача повышения своего профессионального уровня в соответствии с требованиями, диктуемыми временем.
Несмотря на распространенные в нашем обществе стереотипы, согласно которым учеба завершается с окончанием юношеского периода жизни, можно уверенно сказать, что именно в среднем возрасте человек овладевает теми знаниями и навыками, которые позволяют ему соответствовать меняющимся требованиям, предъявляемым его работой. Данное утверждение верно в первую очередь для специалистов работающих в наиболее динамично развивающихся направлениях, бизнеса, где последнее десятилетия происходят радикальные изменений, вызванные стремительным развитием современных технологий и информационным взрывом. Сюда же можно отнести и менеджеров – специалистов в области управления людскими ресурсами.
Люди среднего возраста садятся снова за парту, главным образом, потому, что они просто вынуждены это делать. Многие из них пришли в новые специальности из других отраслей деятельности. Особенно это касается тех, кто занят в отраслях, где профессиональные знания быстро устаревают. Скажем, программисты, вынуждены фактически постоянно учиться, осваивая появляющиеся, новинки.
В то же время для традиционных форм обучения, существуют проблемы психологического характера, которые затрудняют принятие решение об участии в программах обучения. Во-первых, роль студента заметно отличается от других ролей, которые приходится исполнять человеку средних лет и приспособиться к ней оказывается не так просто. Во-вторых, специалист, достигший определенного уровня компетенции, обладает собственным опытом, подчас уникальным, и скорее готов обменяться опытом, чем просто слушать, чему его учат другие. Кроме того, если рассматривать структуру потребностей по Маслоу, к этому времени, у человека начинают преобладать потребности более высокого уровня – потребности в признании окружающих, и самоактуализации. Можно сказать, что здесь существует противоречие. С одной стороны существует потребность в получении новых необходимых ему знаний, с другой стороны человек считает себя (и является) компетентным специалистом в своей области. Как представляется, одним из вариантов решения подобного противоречия может быть участие в профессиональных объединениях, где возможно решение триединой задачи.
– получение новых знаний
– присоединение к социальной группе
– самоактуализация.
Образование подобных организаций является характерным явлением для последних двух трех лет развития нашего общества. Данная тема может быть интересна для отдельной статьи, но характерным является то, что подобные объединения возникают, как правило, по инициативе «снизу». То есть организуются как независимые структуры, в качестве движущей силы которых являются усилия наиболее активных их участников. Функционирование подобных объединений, представляет отдельный интерес с точки зрения организационной психологии. Они дают своим участникам такие возможности, которые сложно получить одновременно в каком-либо другом месте. Насыщенное информационное поле и в то же время теплая дружеская атмосфера, являются несомненным достоинством такой организации.
Таким образом, профессиональные сообщества являются альтернативой традиционным формам обучения. Представляется, что активное участие в работе профессиональных объединений может стать наиболее оптимальным вариантом повышения своего профессионального уровня для специалистов разных возрастных групп.
Марина Минина Юрьевна
Психолого-педагодический факультет РГПУ им. А.И. Герцена.